Вопросы глобализации:что может угрожать христианам и чего нам надо бояться?

Автор: Виктор. 1 комментарий

Утром 3 января слушатели собрались для участия в беседе «Методы техногенного контроля личности и угрозы ограничения свободы веры», подготовленной М.Д. Горским. Максим Дмитриевич – Заведующий отделом информационных технологий и дистанционного обучения Института непрерывного медицинского образования Нижегородской Государственной Медицинской Академии, кандидат медицинских наук. А еще он – чтец старообрядческого храма Успения Пресвятой Богородицы в Нижнем Новгороде.

Действительно, сегодня мы слышим много разных страхов, вызванных вопросами глобализации (признаемся: эти вопросы малопонятны большинству людей, если они не специалисты в области цифровых технологий. И эта таинственность дополнительно стимулирует всякие безответственные рассуждения и фантазии вокруг данной темы). Так что же нам, на самом деле, угрожает? Чего следует опасаться, чему не поддаваться?

Докладчик поведал о тех достижениях цифровизации, которые уже являются реальностью в России: в нашей стране запущены и действуют две системы: Портал государственных услуг (Gosuslugi.ru) и ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборотом продукции (по видам промышленности; пока действует только по производству алкоголя и добыче леса).

Но никто не предполагает останавливаться на достигнутом, и на очереди – дальнейшее поэтапное расширение спектра государственного контроля отраслей промышленности через ЕГАИС, а так же внедрение других систем, входящих в понятие «Цифровая экономика»; в частности, подсистема «Цифровое здравоохранение». Что это может означать для нас – простых верующих?

Эти системы предполагают, прежде всего, отслеживание финансово-хозяйственной деятельности организаций (ЕГАИС), а так же допускают косвенный контроль документооборота и, в некоторой степени, частной жизни граждан (Gosuslugi.ru). Насколько это страшно для христианина?

Чтобы ответить на подобный вопрос, докладчик предложил ознакомиться с мировым опытом в этой области – на примере китайской модели цифровизации (Китай в деле внедрения цифровых технологий продвинулся много далее не только России, но и других развитых стран!).

В Китае давно введена система глобального гражданского рейтинга. Эта система предполагает автоматизированный учет многих показателей деятельности, общения, переписки и даже частной жизни каждого отдельного гражданина; это все сводится к выставлению ему определенного личного рейтинга, что влияет на «степень благоприятствования» данному человеку в реализации его личных социальных запросов. У них эта система уже работает, и продолжает развиваться и углубляться… Китайский вариант техногенного контроля личности докладчик считает очень опасным для верующего человека, однако даже в такой среде, столь жесткой и враждебной ко всякой религии и, вообще, вере, христианину возможно оставаться самим собой; может быть, эта враждебная среда в какой то мере даже способствует укреплению духа.

Объединение разрозненных информационных систем в единую государственную, на взгляд докладчика, не является признаком развития Российских информационных систем по китайскому пути. Это свой собственный, особенный подход, ничего деструктивного и «душегубительного» в его составе в настоящее время не наблюдается.

Естественной реальностью информационного обеспечения всех развитых стран сегодня является Сеть Интернет. Эта сеть тоже продолжает развиваться: накоплено огромное количество информации в виде часто разрозненных баз данных, растут скорости и объемы передаваемых данных, повышается их структурированность – разрозненные базы данных объединяются в единые информационные системы. Основные направления, куда направлены усилия и в которых ведется поиск решений – технологии борьбы с «фэйк ньюс» (Fake News – фальшивые, поддельные, ложные новости — это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение – чаще всего, совершаемое в чьих-то интересах; современные возможности обработки графики, видео, звука позволяют фальсифицировать очень многое, что «замусоривает» информационное поле, снижает доверие к любым новостям), не так давно разработаны и сейчас активно внедряются революционные технологии Блокчейн ((англ. blockchain) — выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков (связный список), содержащих информацию, модификация любого из блоков разрушает всю цепочку, ее можно отследить и исправить).

Развитие информационных технологий стремится к объединению несвязанных баз данных и объединение максимального количества в один массив «Больших данных» ((англ. big data) — обозначение структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия, эффективно обрабатываемых автоматическими средствами). С этим напрямую связаны технологии создания т.н. «Искусственного интеллекта», над которым размышляют программисты в разных странах. Один из подвидов «Искусственного интеллекта» – нейросети вида «глубокое обучение» (deep learning) способен находить закономерности и устанавливать взаимосвязь между совершенно не связанными с человеческой точки зрения фактами и явлениями (для человека – «в огороде бузина а в Киеве дядька», а для нейросети это причина падения, например, индекса Dow Jones)

Все это – сегодняшние реалии или завтрашний день нашей действительности. Но так ли страшны для нас все эти технологические достижения? Какую угрозу они нам несут? Вообще, какие угрозы и опасности цифровизации для жизни христианина можно сегодня отметить?

Часто называют такую угрозу, как опасность «слежения» за отдельным человеком – но это, во-первых, не является реальной помехой в христианской жизни, поскольку само по себе слежение ни в чем не ограничивает волю человека поступать так, как он хочет и считает нужным поступать. А во-вторых, этому компьютерному контролю можно противопоставить сознательные усилия человека по нейтрализации подобных опасностей: если человек понял, как работает система – это дает шанс без потерь (или с минимальными) встроиться в её работу; если человек смог предсказать изменение – может сработать на упреждение…

Вообще, перечень известных угроз и опасностей во многом не нов: это соцсети (с их неумелым и неограниченным использованием), виртуальные (игровые) миры, а так же прямая спекуляция на человеческих слабостях: потребность выставить себя и что-нибудь свое напоказ, потребность в одобрении, иллюзия анонимности и желание сделать какую-то пакость «исподтишка»…

Пока, надо признать, свободе христианской жизни больше мешают, пожалуй, как раз вымышленные страхи и надуманные опасности. Многие из них и сегодня еще на слуху: натянутая демонизация ИНН (пик актуальности прошел лет 15-20 назад); страхи по поводу «отобрания у человека его христианского имени» (идея граничит с шизофренией; сейчас почти не встречается); мнимые опасности биометрического паспорта (такая же чушь, но спекуляции на эту тему еще встречаются); ужасы «тайного вживления чипа», через который человек якобы теряет свою волю. Из самого последнего – оказывается, «страшной» опасностью недавно объявлена зеленая карточка СНИЛС (даже удивительно – уж чем она-то подозрительна?) и т.н. «УЭК» (универсальная электронная карта – от её введения, кажется, в нашей стране вообще отказались)… Большая часть этих «волн психоза» уже прошла – но, возможно, возникнут и придут какие-то новые… Эти «фейковые идеи» отдельными периодами серьезно лихорадят наших христиан – и сегодня подобные неоправданные страхи – одна из реальных угроз (и своеобразных вестников!) наступающей глобализации. Они уводят христианина от борьбы со своими страстями и грехами, создают ложные цели, сбивают с толку слушающих таких «кликуш» верующих. Известная притча о мальчике, который раз за разом кричал «волки, волки!» и был в финале съеден настоящими волками, когда ему уже никто не верил – получает новое воплощение в нашей жизни. Если же говорить о объективных аргументах, то пока свободе христианской жизни каждого отдельного человека в нашей стране ничего не угрожает. Пока…

Однако нам нельзя благодушествовать – нет, надо обязательно быть на чеку! Это, в свою очередь, не означает, что теперь об этом вопросе надо напряженно размышлять каждой домохозяйке и каждому дворнику – вовсе нет! Для анализа и осмысления этих непростых процессов требуется определенная техническая и богословская компетенция, и потому для осуществления такого мониторинга в Церкви создана специальная комиссия, которая постоянно действует и время от времени готовит свои доклады Освященному Собору.

А нам всем, православным христианам-старообрядцам, надо усердно молиться Богу и надеяться, что Он избавит нас от всех козней лукавого, могущих встретиться нам сегодня или когда-нибудь в будущем.

чтец Максим Горский

Один комментарий на Вопросы глобализации:что может угрожать христианам и чего нам надо бояться?

  1. ap says:

    добрый день вы знаете так все гладко описали, на счет глоболизации и электронного копьютерного навязывания что страшно смотреть что происходит сейчас в мире особенно связано с короной вирусом люди которые проводят по 8-12 часов в электронных сетях очень страдают и ОЧЕНЬ зависимы от общественного давления мнения и проч они зомбированы просто этитй информацией _любого рода что происходит теперь например в сша..вижу это по нашим соседей коллегам и церквам и всему общественному сознанию Если ты не согласен на тебя обрушивается непонимание или открытое давление Так что не так уж безобидны

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


2 + = три