Православие на славянских землях: конференция в Новозыбкове

Автор: admin. Ваш комментарий

22 октября в г. Новозыбков Брянской области состоялась Научно-практическая конференция «Россия и славянские народы в XIX–XXI вв. Православие на славянских землях: история и вызовы современности», одна из секций которой была посвящена теме старообрядчества. Этот научный форум объединил ученых, исследователей и церковных деятелей из России, Беларуси и Сербии, которые собрались в Новозыбкове для обсуждения такой актуальной проблемы современной христианской жизни, какой является наплыв различных сект, в частности, различный культов неоязыческой направленности.

Конференция открылась презентацией церковных рукописных и печатных книг XVI–XVIII веков из коллекции краеведа Алексея Александровича Беласа, прихожанина местного старообрядческого храма.

Работа конференции проходила по секциям:
1. Православие как фактор идентичности и культуры славянских стран, и
2. Старообрядчество в истории славянских государств.

В старообрядческой секции прозвучал целый ряд содержательных докладов: «Сохранение традиций сакрального искусства Древней Руси в культурном наследии старообрядцев Стародубья ХIХ–ХХ вв.» (кандидат истории доцент Брянского университета М.В. Кочергина) и «Старообрядческие духовные центры Стародубья в 1920–1930 гг.: закрытие монастырей и храмов органами советской власти, репрессии против членов общин и священства» (автор тот же).

Старообрядческий священник иерей Димитрий Вороновский, настоятель храма РПСЦ в честь великомученика Никиты в г. Злынка, сделал сообщение «К истории старообрядческих общин Юго-Запада Брянщины», в котором вкратце рассказал о «старообрядческой» истории возникновения многих поселений Юга Брянщины. В конце XVII – начале XVIII века, вскоре после начала гонений на старообрядцев, началось массовое бегство христиан на окраины России и даже за границы государства. Именно так были заселены значительные регионы нынешней старообрядческой ойкумены — Бессарабия и Прибалтика, Белоруссия и Поморье, Урал и Сибирь. На Юго-Западе нынешней Брянщины (а тогда Черниговской губернии) значительные территории принадлежали Стародубскому полку; здесь было немало неиспользуемых земель. На этих землях, как более удаленных от преследований царской власти, и стали селиться старообрядцы; так старообрядцами-переселенцами были основаны старообрядческие посады Клинцы, Новозыбков, Святск, Злынка, Ардонь, Митьковка, Елеонка, Лужки, Новомлынка, Шеломы, Климово, селения Деменка, Замишево, Синий Колодец — все эти и десятки других селений Юга Брянской области, а также Гомельской области нынешней Республики Беларусь (в окрестностях г. Гомеля и г. Ветки) были основаны старообрядцами.

В качестве предисловия к своему сообщению о. Димитрий остановился на значении терминов «старообрядцы», «старообрядческий» — как вынужденного способа отметить идентичность православных верующих, сохранивших свою преданность древним русским и византийским церковным традициям и обрядам.

Большой интерес вызвал доклад «Старообрядческие книги клинцовских типографий», который прочитал студент университета Никита Мехедов (доклад подготовлен в соавторстве с краеведом А.А. Беласом). Дополняя прозвучавший доклад, о. Евгений Чунин высказался о важности работы по изучению и обеспечению сохранности книжных памятников, а также сообщил о продолжающейся реализации проекта «Древнерусская книжность в г. Ржеве», рассказал об основных этапах реализации данного проекта и пригласил всех докладчиков и слушателей конференции посетить Покровский старообрядческий храм в г. Ржеве, действующую выставочную экспозицию и книгохранилище, фонд которого насчитывает более 700 старопечатных и рукописных книжнвх памятников и рукописей.

Затем прозвучали сообщения: «О сохранении старообрядческих росписей в селе Лужки Стародубского района Брянской области» (Беляев Виталий Сергеевич), а также «Агрикультура 1920-х гг. и старообрядцы-огородники» (кандидат истории доцент Мищенко Татьяна Александровна). В целом «старообрядческая» секция оказалась весьма насыщенной докладами, и ее работа завершилась значительно позднее первой секции конференции.

Старообрядческая Церковь на конференции была представлена заметной делегацией: кроме о. Димитрия Вороновского и местного старообрядца-краеведа А.А. Беласа, в работе конференции приняли участие благочинный старообрядческих приходов Брянской области протоиерей Евгений Чунин, настоятель Рождественско-Никольского храма в г. Новозыбкове иерей Сергий Бедный и прихожане старообрядческих храмов.

В завершение программы конференции состоялась презентация недавно изданной книги А.Л. Дворкина «Кто придумал неоязычество».

Опубликовано на РПСЦ.РУ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× семь = 49