Макарий Унженский: устроитель великих обителей

Автор: Марина Волоскова. Ваш комментарий

1407244377.3022ib925Русская земля всегда была богата великими подвижниками, оставившими след в нашей истории: это и преподобные Макарий Калязинский, Антоний Краснохолмский, Ефрем Новоторжский, Евфимий Суздальский, и многие другие. 7 августа Церковью отмечается Успение преподобного отца нашего Макария, желтоводскаго и уньженскаго, новаго чудотворца, который за свою земную жизнь основал четыре обители и знаменитый Оленевский скит, ставший после раскола XVII века старообрядческим. Также именем Макария была названа знаменитая на всю Россию макариевская ярмарка.

Детство Макария

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Иоанна и Марьи. В этот период в Нижнем Новгороде княжил Константин Васильевич, который был славен благочестием и силой. Согласно преданию, дом родителей Макария находился в 7 саженях от церкви Жен-Мироносиц; а с противоположной стороны в 7 саженях располагался дом, где родился преподобный Евфимий Суздальский.

 

1407244026.1947i5846Фотография: Преподобный Евфимий Суздальский. Фрагмент иконы: Христос Великий Архиерей с припадающими прпп. Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским. Георгий Зиновьев. XVII век. Из собора Рождества Богородицы в Суздале

«Еще в младенчестве Макарий был достоин удивления: когда бывал благовест церковный к утрени — пробуждался и плакал, слезами выражая желание свое быть в церкви; он плакал во время звона к каждой церковной службе, а когда богослужения не было, то спал непробудным сном. Сначала родители не понимали этого, но однажды в праздник взяли младенца в церковь, и когда вошли с ним в храм Божий, плач сразу прекратился, младенец во время всей церковной службы улыбался и ласкался к матери своей. И с тех пор стали носить его в приходскую церковь Жен-мироносиц на каждую службу».

Когда Макарию исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, в учении он показывал необычайнее успехи, которым дивились его учителя. Он превзошел своих сверстников в разумении Священного Писания, в послушании, кротости. Макарий не участвовал в играх с детьми, а стремился проводить свободное время в церкви и за книгами. Часто бывал он в Печерской обители — особенно сильно тянулось туда его сердце.

 

1407244064.58161024px-Nizhny_Novgorod_Pechersky_MonasteryФотография: Печерский Вознесенский мужской монастырь в Нижнем Новгороде. Современная фотография

 

Двенадцатилетний инок

В двенадцать лет Макарий тайно от родителей ушёл и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре от Дионисия, будущего архиепископа Суздальского. Родители искали своего сына всюду, и только спустя три года отец случайно узнал от одного из иноков о том, что Макарий находится в Печерской обители. «Иоанн пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. „Протяни мне, по крайней мере, свою руку“, — просил отец. Сын исполнил эту просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, и благословив его, возвратился домой». В монастыре Макарий был строг и аскетичен. Пищу принимал он только для поддержания жизненных сил, но при этом всегда ходил с братией на трапезу, чтобы не показаться строгим постником в глазах других. За свою подвижническую жизнь Макарий приобрёл почёт и уважение среди монастырских насельников. Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте.

Жизнеописание Макария и созидание им монастырей

Странствуя несколько лет, Макарий в начале своего отшельнического подвига подвизался на реке Лух и затем построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господня, которая впоследствии стала Свято-Богоявленским Макариевым Решемским монастырем.

1407244446.447706349_20120825_193156Фотография: Макариев Решемский монастырь

В 1434 году Макарий основал Желтоводский монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За четыре года существования обители к Макарию присоединилось немало монахов, монастырь был весьма известен, на его обустройство делал пожертвования великий князь Василий Тёмный.

Согласно жития, Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало чувашей, марийцев, мордвы, татар. Расцвет обители длился пять лет. В 1439 году монастырь был разорен ханом Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведён в плен в Казань. Спустя некоторое время Улу-Махмет отпустил его, с запрещением восстанавливать монастырь и возобновлять иноческую жизнь на прежнем месте.

По возвращении Макарий предал земле убитых монахов и вскоре отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, с намерением основать там новую обитель. Тогда Макарию было уже 90 лет. Путь был тяжелым. Вот как повествует об этом житие: «В дороге не стало у них хлеба, голод начал терзать непривычных к посту. Преподобный Макарий стал молиться, и вот нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время поста Апостольского, за три дня до праздника. Путники просили у преподобного Макария позволения утолить голод лосем. Он не благословил им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника святых апостолов Петра и Павла. «Поверьте, братия, — прибавил старец, — лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост. Потерпите еще три дня — Господь сохранит жизнь вашу».

Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, отпустили его, а преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил слабых его товарищей. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника апостолов. В праздник преподобный Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Творцу, молил Его пропитать его голодных спутников. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня перед тем. Его поймали, и святой старец с радостью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, — говорил он, — Он не оставит нас и впредь». Согласно преданию, на этом месте Макарий и сопровождавшие его иноки основали Оленевский скит, который после церковного раскола XVII века остался верен древнерусским традициям и заветам преподобного, а потому стал считать старообрядческим.

1407244194.0647Oleninskii_skit_(molennaya)Фотография: Моленная в Оленевском скиту. Фотография конца XIX века

В 15 верстах от Унжи Макарий основал деревянную «Макарьеву новую пустынь» (впоследствии Макарьевский Унженский Монастырь). Известно, что по пути из Казани в Унжу Макарий останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал с Варнавой Ветлужским.

Преставление великого подвижника. Спасение Унжы молитвами Макария

Последние дни своей подвижнической жизни Макарий проводил в тех же трудах, к которым привык с малых лет. Он часто посещал город Унжу, чтобы не лишать жителей его спасительного слова. Как сообщает его житие: «Отходя ко Господу, он приобщился Святых Тайн и заповедал, чтобы его тело было отнесено в устроенную им Унженскую обитель. В самый час блаженной его кончины внезапно исполнился благоухания весь город Унжа и окрестные селения, так что все уразумели, что чистая душа отходит к Господу. Преставился Макарий в 1444 году в возрасте 95 лет в Унженском монастыре».

1407244239.6326Prokudin_unzhaФотография: Унженский Макариев монастырь. Дореволюционное фото С. М. Прокудина-Горского

Почитание Макария как великого подвижника началось вскоре после его блаженной кончины, сперва в тех местностях, где он бывал, а затем и распространилось на всю землю русскую. «Вскоре после кончины Макария поселились в его пустыни любители пустынной жизни, воздвигли над гробом его храм и завели монашеское общежитие. В 1522 году громадные толпы татар окружили Унжу и трое суток осаждали слабый город, но не могли взять его, устрашенные видением грозного черноризца. В четвертый день они бросили огонь в город и город загорелся. Народ в ужасе повторял: „Святой Макарий, помоги нам!“ И неожиданно полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать из города. Достойные видели в это время преподобного в облаках, заливающего пожар. Пленные татары говорили, что им виделся старец на коне, в иноческой одежде, вторгнувшийся в их полки и метавший в них стрелы. В то же время отдельный отряд татар из трехсот человек хозяйничал в Макариевой пустыни: враги хотели обворовать раку, обитую серебром, но внезапно ослепли. Это навело ужас на всех, все бросились бежать и многие потонули в озере Унже».

В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов. 190 лет Желтоводский монастырь находился в запустении, а в 1620 году вновь был отстроен благочестивым старцем Авраамием по повелению троекратно явившегося ему преподобного Макария.

1407244267.9747Makariev_monastyrФотография: Свято-Троицкий Макариев Желтоводский монастырь. Современная фотография

 

 

 

 

 

1407244297.815Makariev_Monastery-2Фотография: Троицкий собор Макариева монастыря

Днем памяти преподобного Макария является 7 августа (н. ст.), к этому же дню в 1641 году была приурочена знаменитая Макарьевская ярмарка, которая, кстати, в ХIХ веке стала местом активной деятельности купцов-старообрядцев. Считалось, что преподобный покровительствовал волжским торговцам. Также на этой ярмарке выступали известные старообрядческие начётчики и проходили религиозные диспуты с миссионерами синодальной церкви. Обретение мощей преподобного Макария произошло в 1671 году.

 

 

 

 

1407244321.244100028Фотография: Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Икона XVII века

 

 

 

 

 

 

 

Мощи преподобного Макария покоятся в Макарьевском Унженском монастыре. Его честная глава с 2005 года находится в Печерском Свято-Вознесенском монастыре.

Источник: http://ruvera.ru/articles/makariiy_unjenskiiy_ustroitel_velikih_obiteleiy

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


два − = 0