«Какие страдания на твоем лице….»
.Сейчас очень многие люди не знают своих «корней», как и чем жили их предки. Некоторые начинают задумываться об этом только тогда, когда тех, кто располагает нужной информацией, уже нет в живых. Пытаются что-то узнать, кто-то даже приступает к архивным изысканиям, но порой бывает, что уже поздно. Биографические данные не сохранились, следовательно, биографии как таковой не составить, лишь редкие даты и обрывки из жизни становятся тем, что потомки стараются бережно хранить в своей памяти и передавать из уст в уста.
2014 год оказался памятным для истории старообрядчества города Ржева. 70 лет назад в провинциальном городе Сердобске (Пензенская область), в больнице скончался сын старообрядческого священника города Ржева — Иоанна Иголкина, писатель, краевед-любитель, человек, прошедший сквозь страшные муки советской власти – Василий Иванович Иголкин.
Сын настоятеля Троицкого храма в городе Ржеве о. Иоанна Иголкина — Василий родился в 1888 году. В этот период Иголкины проживали в деревне Слобода, Глуховской волости, Медынского района, Калужской губернии. В этом же году о. Иоанн был поставлен на служение, по рекомендации инока, а впоследствии епископа Арсения (Швецова), в Городец (Нижегородская область). Затем о. Иоанн служил в Санкт-Петербурге в домовом храме Громовского кладбища, который был освящен 8 ноября 1905 г. старообрядческим епископом Санкт-Петербургским и Тверским Виталием (Бажановым) во имя свт. Петра, митрополита Киевского и всея Руси чудотворца. В Тверскую губернию он попал опять же по рекомендации на тот момент уже епископа Арсения Уральского.
Вначале служил в Торжке, а в 1890-х г. был переведен на служение во Ржев. Еще до революции его сын Василий получил высшее образование – выучился на счетовода, работал на предприятиях города Ржева. Был женат на Татьяне Иголкиной.Василий проявлял интерес к истории своего края, даже состоял членом Ржевского научного общества. Был краеведом-любителем. В 1930 – х годах начал писать историко — бытовую повесть «Ржевитянка», но, увы, не успел закончить из-за внезапного ареста.
Василий Иванович создал кружок знаменного пения при Троицкой старообрядческой церкви города Ржева, в котором обучал детей и подростков пению по крюкам. Однако, за это благочестивое и полезное занятие в 1929 году на него было заведено уголовное дело. Проходил допрос его учеников – детишек, и все они, еще малые, несмышленые в силу возраста, старались делать все, чтобы Василия не арестовали, все осознавали нелепость, предъявленных сыну настоятеля, прихожанину Троицкого храма, обвинений. Сейчас, эти дети вызывают восхищение! Иголкин был приговорен к принудительным работам сроком на один год, исключением из профсоюзной организации и затем высылке. К счастью, после обжалования, дело было пересмотрено и приговор отменен.
Но, увы, жестокость советской власти, ее беспощадность, нелепость сыграли свою роль. В 1937 году Василий был репрессирован, как и многие люди в то время, и осужден на 10 лет лагерей. Находясь в заточении он «заработал» туберкулез. По болезни в 1944 году был освобожден досрочно. Возвращаясь домой, в дорогой ему, Ржев, в пути, в городе Сердобске его состояние ухудшилось. Вскоре он скончался в больнице.
В 1961 году Василий Иванович Иголкин был реабилитирован посмертно. До сих пор остается загадкой: писал ли он какие тексты, находясь, в лагере, а скорее — мечтал о возвращении во Ржев и продолжении своей «Ржевитянки»…
К сожалению, известно мало сведений о жизни Василия Иголкина, его жизнь была задавлена машиной советского террора, его литературная деятельность была пресечена нелепым арестом. Его вклад в культуру Ржева, в историю старообрядческой жизни, культуры города недооценен. Но если бы не постигшие его, как и многих других, беды того времени, этот вклад был гораздо больше, и память о нем горела бы в больших сердцах, и передавалась из поколения в поколение. И нам, старообрядцам, следует особенно помнить о таких людях, которые даже во времена безбожия учили вере, проповедовали, открывали церковные кружки, и за это были жестоко наказаны их судьбы, искалечены их семьи советским режимом. Впрочем, так происходит в любом авторитарном и тоталитарном обществе, когда за слово, за вопрос, за мысль, за веру ломают судьбу человека, судьбы его родных и близких. Правдиво и искренне написала племянница Василия — Галина на обороте его поздней фотографии: «Какие страдания на твоем лице, мой родной дядя Вася».
Очень надеюсь, что в дальнейшем будет известно больше фактов о жизни этого выдающегося русского человека, и его потомки вспомнят о нем. Не только как о родственнике, но как о христианине, о человеке, который не спрятался, не перекрасился, как принято в такие времена делать, не схоронился «страха ради иудейска», но остался верен себе и своим духовным убеждениям. Выражаю благодарность за помощь в изыскании информации: Ржевскому краеведческому музею, Государственному архиву Тверской области, Ржевскому районному архиву.
На фотографии: Василий Иголкин и его жена Татьяна.
Источник: http://ruvera.ru/articles/kakie_stradaniya_na_tvoem_lice%E2%80%A6
Неужели, так просто теперь развесить примечания и комментарии???
да-да-да!!!