Жизнеописание иже во святых отца нашего Иосифа, епископа Дальневосточного

Автор: Марина Волоскова. Ваш комментарий

Iosiph_Antipin_bishopПравославные христиане издревле имеют благочестивый обычай почитания святых, живших, можно сказать, в далекие от нам времена. Однако, к сожалению, малоизвестны имена пастырей Христовой Церкви прославившихся своим благочестивым житием, а порой, и принявших мученическую кончину, не так давно, буквально в прошлом столетии; это и Иосиф, еп. Дальневосточный, Амфилохий, еп. Уральско-Оренбургский; Арсенний, еп. Минусинский, Урянхайский и Семипалатинский и другие. 22 октября Церковь совершает память святителя Иосифа, епископа Дальневосточного.

Юность Иакова

Епископ Иосиф (в миру Иаков Исаакович Антипин) родился в 1853 году в лесной деревушке Крюк, Кунгурского уезда Пермской губернии, в крестьянской семье. Родители его были старообрядцы‑беспоповцы. В раннем детстве Иакова отдали в учение церковной грамоте. Не имея и семи лет от роду, он уже читал Псалтырь, а к восьми годам читал кафизмы на службе, быстро развиваясь в изучении богослужебных книг. В 1863 году с родителями переехал в деревню Павловскую Ачинского уезда Енисейской губернии. Достигнув семнадцати лет, Иаков женился. В 1878 году Иакова взяли на военную службу, где он сумел изучить и светскую грамоту. Вернувшись после службы, он с еще большим усердием принялся за изучение Священного Писания.

Духовные искания беспоповского наставника

В 1895 году, видя его благочестивую жизнь, глубокое знание и начитанность во святом Писании, местная беспоповская община  единодушно избрала его духовным наставником. Среди своей паствы он пользовался большим авторитетом.

Углубляясь все больше и больше в изучение истинного учения Церкви Христовой, он начал колебаться в беспоповском веровании. Он чувствовал, что стоит не на правом пути, что Церковь не может существовать без священства, которое по обетованию Спасителя должно пребывать вечно. Совесть его стала смущаться. Иаков стал усердно молить Бога, чтобы Он указал ему путь правый, ведущий ко спасению.

Однажды ему было видение, будто бы очутился он на кладбище у могил, в них лежали трупы, покрытые множеством червей. Весь воздух заразился от трупов невыносимым смрадом. Тут явился седой старец и сказал: «Вот, смотри и порадуйся на этот смрад. Это ваш путь ведет в вечную погибель». Иаков пришел в ужас и от видения и от слов старца. Стал он со слезами горячо просить Бога, чтобы Он показал ему спасительный путь. Много он молился и трудился, чтобы найти истинную Церковь Христову. Однажды ночью ему было новое видение, будто бы в молитвенный дом явились святые апостолы, Петр и Павел, и сказали: «Церковь и священство есть и будет». Это видение Иакову было трижды. С тех пор он оставил беспоповское учение и начал искать истинное священство.

Присоединение к Белокриницкой иерархии. Рукоположение Иакова во священника

Наконец, Иакова осенила благодать Божия и он, движимый верою во спасение, отправился в 1896 году вместе с супругой в томскую тайгу, где в лесной глуши был старообрядческий скит, в котором проживал Антоний, епископ Пермский и Тобольский. Проведя ряд бесед и с владыкой Антонием и с другим духовенством, проживающим в скиту, Иаков убедился в истинности исповедания Белокриницкой иерархии и присоединился к святой Христовой Церкви.

Увидев добродетельную жизнь Иакова и его церковные познания, преосвященный Антоний Пермский и Тобольский  рукоположил его в этом же году в священный сан, на приход в деревню Павловскую Пермской области. Стал он служить в своем приходе, и беспоповцы начали присоединяться к Церкви Христовой. В течение пяти лет присоединились около 200 человек. Иаков был добрым пастырем, и его приход  увеличился.

Священноинок Иосиф

Случилось так, что о. Иаков тяжко заболел, в болезни он дал обещание принять иночество. Поправившись, он купил небольшое место в 55-ти верстах от с. Тайны, при речке Тарбояк. Тут он по благословению правящаго епархией епископа Иосафа в 1909 году начал строить монастырь. В нем начали селиться иноки. В марте 1911 года отец Иаков по взаимному согласию супругов принял пострижение с именем Иосиф. О ревностном священноиноке стало известно и в Московской архиепископии.

Епископ Амурско‑Иркутский и всего Дальнего Востока

Освященный Собор старообрядческих епископов в августе 1911 года избрал священноинока Иосифа во епископы, на вновь открытую, Амурско-Иркутскую и всего Дальнего Востока епархию. Хиротония епископа Иосифа, состоялась в Москве, на Рогожском кладбище, в декабре 1911 года. Совершили ее архиепископ Иоанн (Картушин) и рязанский епископ Александр.

Ioann

Фотография:  Иоанн (Картушин), Архиепископ Московский и всея Руси

Вскоре владыка Иосиф прибыл в село Бардагон Амурской области. Преосвященный Иосиф на месте нового служения проявил исключительную энергию. Он регулярно совершал объезды епархии, преодолевая в седле сотни верст. Эти поездки имели очень большое значение для верующих.

Служение епископа Иосифа в Харбине

События, разыгравшиеся в 1919 и 1920 годах на Амуре, заставили преосвященного Иосифа покинуть избранное им место служения. Приход большевиков на Амур застал владыку объезжающим епархию. В середине 1919 года епископ Иосиф выехал в г. Хабаровск, потом — в Приморье, во Владивосток, затем в Никольск Уссурийский и, наконец, в начале 1921 года, в г. Харбин (Китай), где и обосновался на жительство. Место резиденции епископа в Бардагоне было разорено, и архиерейский дом стал достоянием коммуны.

Харбинский старообрядческий приход собрался строить свой собственный храм, преосвященный Иосиф целые дни проводил на строительстве, и бывали случаи, что он даже и ночевал там, в сторожке. Огромная духовная радость охватила владыку, когда он освящал новый храм во имя святых верховных апостолов Петра и Павла. Участвовавшие в торжествах освящения, христиане вспоминали, как плакал он от радости, плакал и улыбался какой-то неземной улыбкой. Много лет назад покровительство верховных апостолов Христовых помогло выбраться будущему владыке на спасительный путь. Их покровительства и заступления просил он для своей паствы, освящая православный храм в Китае, возведенный силами и молитвами гонимых за веру и вынужденных покинуть родину русских православных христиан.

Преставление епископа

В праздник Рожества Христова в 1926 году преосвященный Иосиф, хотя и сильно недомогавший, торжественно совершал богослужение: накануне — всенощное бдение, а в самый праздник — святую Литургию, но после этого он более не служил. И 14 января (н. ст.) 1927 года, в праздник Обрезания Господня его душа преставилась Богу.

17 января (н. ст.) были похороны святителя Христова, на которые явилось множество старообрядцев — его любимых чад, и нестарообрядцев — его почитателей. Святительское погребение совершили настоятель храма протоиерей Иоанн Кудрин и иерей Иоанн Старосадчев. Перед концом службы прибыл новообрядческий архиепископ Мефодий, который простился с усопшим, поклонившись ему до земли. Владыка Иосиф был похоронен возле алтарной стены созданного им храма.

Joseph_(Antypin)_bishop

Фотография: Иосиф, епископ Дальневосточный

В своем духовном завещании преосвященный Иосиф обращается ко всем нам, ибо для деяний духовных не существует препятствий в виде времени и расстоянии: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Возлюбленным моим чадам Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии. Находясь на смертном одре, пишу Вам и отечески наказую. Ничто я Вам не могу оставить, кроме завещания, завещаннаго нам Спасителем мира: будьте единомысленны и пребывайте в любви, никто не посягай на чужое, никто не твори зла своему ближнему; младшие повинуйтесь старшим, миряне — духовным своим вождям, бойтесь клеветы, особенно на предстоящих святому Алтарю и Престолу. «Тии бо бдят о душах Ваших». Слово праздное и гнилое пусть никогда не сходит с уст Ваших, знайте, что за все неправды и проступки Вы дадите ответ Богу. Меня же грешнаго поминайте в своих молитвах и не забывайте мою могилку. Жаль мне Вас оставлять, но Господь меня требует, и я от Вас ухожу с миром и мир оставляю Вам… Если послушаете сего моего последняго наставления, то да почиет на Вас благословение Божие и моего смирения. Если же не послушаете, то пусть да будет Вам Судия Бог. Простите меня все Христа ради. Аминь. 30 декабря с./с. 1926 года. г. Харбин».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


3 − два =