Встреча с историком В. В. Боченковым

Автор: admin. Ваш комментарий

15 марта в 15 часов в библиотеке Островского состоится встреча с известным историком и литературоведом В.В.Боченковым. приглашаютсявсе желающие, а также литераторы, краеведы, учителя литературы и истории.

Виктор Вячеславович Боченков – российский историк, литературовед, журналист, на сегодняшний день – один из ведущих исследователей русского старообрядчества XIX – XX веков.

В 1990 году окончил факультет иностранных языков Калужского государственного педагогического института, в 2000 году – Литературный институт им. А.М. Горького (семинар Н.С. Евдокимова). Около шести лет работал в редакции калужской областной газеты «Весть», затем, с 1999 года – в «Учительской газете». Один из создателей литературного интернет-журнала «Молоко». С 2000 по 2011 годы – редактор отдела культуры «Учительской газеты». Научные интересы связаны с изучением истории и культуры старообрядчества, наследия старообрядческих писателей и полемистов, темы старообрядчества в русской литературе. Сегодня Виктор Боченков – признанный знаток русской традиционной культуры и франкоязычной литературы Африки.

История старообрядчества для него есть история развития собственно русской религиозной мысли, зарожденной в глубине веков. Уже на первом курсе Литинститута он захотел заняться изучением творчества П.И. Мельникова-Печерского. В 2005 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию, а в 2008 году выпустил в свет монографию, посвященную творчеству П.И. Мельникова-Печерского. Он считает, что старообрядчество в научном мире сегодня воспринимается как некий этнографический материал: грубо говоря, пояски-бубенчики, устройство кафтана-сарафана, язык Агафьи Лыковой и т.п. В целом изучаются внешние вещи, нечто формальное, не затрагивающее глубинной сути. Кто-то все еще опирается на отжившие штампы, доказывая, что старообрядцы разрушали государство и готовили Октябрьскую революцию, кто-то не умеет критически подойти к старым публикациям полуторавековой давности. Лучше дело обстоит только с изучением старообрядческой книжной культуры, в МГУ с этой целью даже создали целое научное направление – «полевую археографию».

Мало кому известно, что непревзойденное исследование о расколе русской церкви XVII века написал французский ученый Пьер Паскаль. Переводчиком этого текста был внук Льва Толстого, присоединившийся к старообрядчеству, Сергей Сергеевич Толстой.

Последние годы Виктор Боченков возглавляет архив Русской Православной Старообрядческой Церкви. Им подготовлены и изданы шесть выпусков сборника «Во время оно …» (документы и свидетельства по истории старообрядчества). Результатом огромной работы по выявлению и изучению памятников старообрядческой письменности и литературы стали тома собраний сочинений выдающихся деятелей старообрядчества XIX – XX: епископа Арсения Уральского (3 тома), архиепископов Московских Мелетия (Картушина), Иоанна (Картушина). Кстати, на протяжение последних лет у Виктора Боченкова сложились плодотворные отношения с ржевским издательством «Маргарит» и Ржевской типографией, где были подготовлены к изданию и напечатаны большинство книг Виктора Боченкова. Здесь же увидели свет и его монографии-исследования «Не ищи же воли своей … (история старообрядческих приходов города Калуги» (2011 г.) «Старообрядчество Калужского края» (2013 г.).

Виктор Боченков – много выступает в печати, он частый гость на литературных встречах и круглых столах.

Сейчас в Ржеве идет заверение подготовки к изданию 3-го тома собраний сочинений епископа Михаила (Семенова), известного писателя и публициста эпохи Серебряного века. О Семенове писали Василий Розанов, Зинаида Гиппиус. Даже В.И. Ленин в 1912 году выступил с критическом отзывом на одну из его статей. Сам епископ Михаил писал о Д.С. Мережковском, Леониде Андрееве, В.Г. Короленко, Г. Ибсене и многих других своих современниках. Он и сегодня удивительно актуален. Например, в статье «Гигиена духа» читаем: «Всякую книгу человек может оставить; каждую злую мысль книги он может оценить и взвесить. У него всегда есть возможность анализа и критики, по отношению к беседе у человека есть право спора, оспаривания опасного злого мнения. Перед зрелищем (если человек не в силах прервать его уйти) мы бессильны. В представлении, песни, монологе идеи быстро и безудержно развиваются перед нами с огнем яркого вдохновения. Для анализа нет времени – наши чувство и воля властно захватываются чужой волей, проповедь зрелища». Ну, разве это не про современный «ящик» как средство манипуляции сознанием?..

Не так давно В.Боченков побывал в Уганде, в Африке, с миссионерским визитом. Там есть люди,которым интересно православие как вероисповедание.

Виктория Кузнецова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


8 × = тридцать два