Великий молитвенник и миротворец

Автор: Марина Волоскова. Ваш комментарий

swt_Arsenii_Twerskoi_Mihail_Twerskoi15 марта отмечается день памяти святителя Арсения, епископа Тверского. Тверской Желтиков Успенский монастырь, основанный святителем Арсением, также как и обитель  преподобного Макария Калязинского в годы советского безбожия, был  уничтожен. Сейчас на месте Желтикова монастыря  военная база, и лишь некоторые монастырские постройки  сохранились, но они постепенно разрушаются.

Зело трудолюбивый инок
Святитель Арсений, епископ Тверской родился в городе Твери, в благочестивой и знатной семье. Он получил высокое по тому времени образование. Еще в юные годы Арсений отличался кротостью. После смерти своих родителей, он стал наследником богатого имения. Однако уже тогда в нем проявилось желание послужить Господу, и он сделал свой дом пристанищем для странников и бедных людей. Но родные сочли такую жизнь молодого человека странной и упрекали его в расточительности. «Полезно ли нам благочестие – увидим за гробом, если не видим здесь», – говорил Арсений. Когда он отчаялся бороться с враждой и бранью родных, то решил уйти от мирской жизнь, полностью посвятив себя служению Богу. Однажды ночью во время сна Арсений услышал голос, звавший его в Киев, в Печерскую обитель. Вскоре он и отправился туда незамедлительно и тайно от родственников. Арсений был тут же принят в Печерскую обитель. «Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся своим благочестием, Арсений выделялся святой жизнью – строгим хранением монашеских обетов, знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием».

Путь на архипастырскую кафедру

Смирением и благочестивой жизнью Арсений обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, впоследствии святителя Московского (около 1330 – 1406 г. г.). В обители инок Арсений был возведен в сан иеродиакона. Когда Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву и Арсения. Тот был у владыки архидиаконом, и когда Киприан в 1390 году возвратился из Царьграда с именем и правами митрополита всея Руси, то, отправляясь в Москву, он поручил архидиакону Арсению заведовать письменными делами митрополии, ему было поручено также письмоводительство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии.

3 июля 1390 года Арсений вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа обвинения. После безуспешных попыток водворить в Твери церковный мир митрополит Киприан «отставил от епископства» Евфимия и отправил его в Чудов монастырь. На место Евфимия митрополит назначил своего архидиакона Арсения. Однако Арсений не согласился брать на себя столь ответственное и великое дело, видя множество распрей и междоусобиц в Тверском княжестве. По возвращении митрополита Киприана и архидиакона Арсения в Москву тверской князь прислал своих бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений и на этот раз не соглашался. По словам летописца, в 1390 году «едва умолиша архидиакона Арсения епископом быти во Твери». Митрополит и князь, наконец, получили согласие Арсения на хиротонию, которая состоялась 15 августа 1390 года. Известно, что среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был святитель Стефан Пермский (около 1330 – 1396 г. г.).

Епископ Тверской Арсений

Вступив на архипастырскую кафедру, епископ Арсений, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве, как истинный миротворец. Тверской князь Михаил Александрович был уже стар, и, позвав к себе одного епископа Арсения, объявил о своем намерении постричься в монахи. Благочестивый епископ одобрил, и укрепил в князе это доброе желание – посвятить последние дни очищению совести и молитве. И, испросив у всех прощения, князь Михаил смиренно поклонился и пошел в Афанасьев монастырь. На четвертый день он был пострижен с именем Матфея и спустя восемь лет после этого преставился.

После смерти Михаила начались сильные раздоры между князьями Тверского княжества. В 1403 году епископу Арсению удалось примирить Тверского князя Иоанна Михайловича с его братом Кашинским князем Василием Михайловичем. Жизнь пастыря служила добрым примером для всех. «Всегда тихий и кроткий, он не гневался ни на кого, не враждовал ни с кем, был бескорыстен, проявлял любовь ко всем, забывая про себя». Епископ Арсений построил немало храмов в Твери и ее окрестностях, из них: соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, при епископе Арсении был обновлен Спасо – Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. В двадцати верстах от Твери в 1397 году, им был создан Саввин Сретенский монастырь, первыми иноками которого были Савва и Варсонофий, впоследствии прославленные в лике святых. Также, епископ Арсений помогал и Печерской обители. «В 1394 году, в четырех верстах от Твери, в местности Желтиково, на реке Тьмаке, полюбилось ему место, и он построил здесь храм в честь преподобных Антония и Феодосия, поставил кельи, пригласил иноков и избрал для них игумена. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь молитвами и трудами. В 1404 году Арсений, епископ Тверской основал, и в следующем году освятил в своей любимой обители каменный храм в честь Успения Богоматери».

800px-Jolt0_Zeltikow_monastyrК окончанию строительства Желтикова монастыря, по повелению епископа Арсения в 1406 году был сделан список с Киево- Печерского патерика, самая древняя из дошедших до нашего времени, редакций памятника русской письменности, носившая название Арсеньевской. Из книг, переписывавшихся по повелению тверского епископа, сохранились две рукописных «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника (1402 и 1404 г. г.). Чтобы иметь перед глазами постоянное напоминание о смерти, епископ Арсений вслед за тем, как окончилось построение обители, начал готовить себе гроб. «За свою жизнь епископ был удостоен от Бога дара чудес. По церковным песнопениям, св. Арсений имел «ум преподобен», «страстьми непорабощен», «слово мудростно и смиренно», «душу чисту» и был «князем учитель правыя веры, вельможам твердое защищение, сирым яко отец милосерд, вдовицам теплое заступление, скорбящим утешение, болящим исцеление».

Преставление епископа Арсения, почитание его как святителя

Кончина епископа Арсения Тверского последовала Великим постом 1409 года. К так называемому «соборному воскресенью» (воскресенье после первой седмицы поста, в этот день к епископу съезжались священники и составляли епархиальный собор) по обыкновению съехалось в Тверь духовенство. Во вторник епископ Арсений произнес поучение к пастырям, благословил их и распустил собор. Преставился он 15 марта. Епископ Тверской, Арсений был погребен в Желтиковом монастыре, в притворе правого придела во имя Нерукотворного образа Спаса Успенской церкви, в той самой гробнице, которую изготовил своими руками. По свидетельству летописи, у гроба его совершалось много исцелений с верой приходящих. Мощи Арсения Тверского были обретены нетленными в Желтиковом монастыре в 1483 году. С того же года в Твери было установлено празднование ему по благословению Тверского епископа Вассиана.

Служба святому была составлена в XVI веке; канон и стихиры Феодосия, инока Желтикова монастыря, составлены в 1483 году.

«На серебряной раке святителя Арсения были изображены семь его чудес: первое – воскрешение рыболова Терентия; второе – дарование сына Иоанну Карташу; третье – исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами; четвертое – исцеление девицы Устинии Головенковой; пятое – спасение одного человека от удавления; шестое – с покровом святого, когда в 1606 году поляки ворвались в Желтиков монастырь, один всадник сорвал покров над ракой святителя и положил на своего коня. Конь взвился на дыбы и упал вместе с всадником, обоих нашли мертвыми; седьмое – исцеление Григория и жены его, бывших душевнобольных». Канонизация епископа Арсения состоялась на Московском Соборе 1547 года.

Тверской Желтиков монастырь сохранял Старый обряд после раскола

После кончины епископа жизнь в построенном им монастыре расцветала, однако в начале XVII века монастырь разорили польско-литовские интервенты. Многие постройки его были сожжены. С 1630 – х г. г. обитель понемногу стала восстанавливаться, а в 1654 году даже удалось перестроить главный собор.

В XVIII веке были возведены Алексеевская церковь (1709 г.) с примыкавшими к ней палатами (1716 г.), новая церковь Антония и Феодосия Печерских (1709 г.) и новый Успенский собор (1713 – 1722 г. г.). В XVIII веке монастырь обнесли высокой каменной оградой с крытыми галереями-переходами и двумя угловыми башнями.
Известно, что после раскола Русской Церкви тверской епископ принял реформы патриарха Никона только формально, молитва в тверских храмах совершалась по Старому обряду. Судя по агиографическим текстам, написанным в Тверском Желтиковом монастыре уже после церковной реформы, и в нем сохранялся Старый обряд.

В начале XX столетия на территории монастыря находились Успенский собор, Алексеевская церковь с примыкавшими к ней палатами, церковь Антония и Феодосия, а близ нее были братские корпуса. В восточной части монастыря располагались въездные ворота, сооруженные в 1833 году. Особой уникальной ценностью Желтикова монастыря была находившаяся в соборе рака с мощами святителя Арсения. Территория монастыря с трех сторон, кроме южной, была ограждена высокой каменной с крытой галереей по верху оградой. На северном и западном углах ограды были полукруглые башни. Входов в монастырь было два. Через главные Святые ворота с востока и Водяные ворота, выходящие к реке Тьмаке. Украшением Святых ворот были порталы и над перекрытием их два предстоящих ангела с крестом между ними. В 1914 году Святые ворота были перестроены. За монастырской оградой находились гостиный двор, скотный двор, погреба, сараи для сена и дров, мельничная изба. В 1902 году на средства монастыря был сооружен мост через Тьмаку.

Уничтожение обители

В 1919 году последовали закрытие монастыря, национализация его имущества, ценностей, земель, разгон монахов, комиссией от властей были вскрыты мощи святителя Арсения. Обитель была поругана, разграблена. До сих пор неизвестно, где находятся мощи святителя Арсения. На кладбище надгробные памятники были растащены, а некоторые захоронения были осквернены.

Царские чертоги монастыря были взорваны в 1930 году. Старая колокольня разобрана полностью, у более поздней трехъярусной колокольни были разобраны два верхних яруса. До начала войны 1941 – 1945 г. г. на территории монастыря располагались авиамастерские, а в соборе и вовсе был устроен магазин. В основном монастырь пострадал в годы войны. Были взорваны жилой настоятельский корпус, Успенский собор, храм преподобных Антония и Феодосия, ограда, и Алексеевская церковь. В послевоенное время на территории монастыря был устроен склад ГСМ военной части. Расположенная ныне, на месте монастыря военная база вызывает полное негодование, и горечь за поруганную святыню. Территория монастыря полностью перекрыта людьми в форме, непонимающими, где они и зачем, и собаками, готовыми, если бы не решетка, в любую минуту накинуться на прохожих, находящихся на не очень близком расстоянии от них, ибо близко подойти к руинам когда-то величественного монастыря, страшно, да и невозможно, все перекрыто, загорожено.

Лишь у пруда, по преданию, выкопанного самим святителем Арсением, поставлен поклонный крест.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


восемь + 1 =