У кого мы просим прощения в «Прощенное воскресенье»?
.«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших…».
Евангелие в нед. Сыропустную («Прощенное воскресенье») — от Матфея, зач. 17 (гл. 6, ст. 14-21).
Дорогие братия! Поздравляю вас с неделей Сыропустной, как она именуется по церковному календарю. А по обычаю христианскому это есть Прощенное воскресение. «Прощенным» оно называется потому, что в этот день принято каждому задуматься о том, у кого он должен, у кого, может быть, не успел, или позабыл, или не пожелал до сих пор попросить прощения.
К сожалению, это не для всех одинаково понятно. Приходится слышать, как отвечают на вопрос, у кого и зачем надо просить прощения, иные люди. Как раз речь шла о Прощеном воскресении. Кто-то отвечает вообще запросто: «Да не у кого мне просить, я ни перед кем не виноват, какие, вообще, разговоры». Кто-то рассуждает, что да, раз в год положено попросить прощения. Кто-то конкретно представляет, что он желает, имеет намерение, попросить прощения у своих близких, перечисляет кого-то, с кем, может быть, постоянно живет.
Так вот что же это за такой вдруг — раз в году прощеный день? Значит ли это, что мы должны просить прощение раз в году? Давайте разберемся.
Конечно же, мы должны просить прощение всякий раз, когда чувствуем себя виновными перед своими близкими. Для этого не надо дожидаться не то что наступления Прощеного воскресения, но и даже наступления вечера дня того. Ибо сказано «да не зайдет солнце во гневе вашем». И значит, если мы с каким-то человеком не по-доброму поговорили, может быть, обидели его, может быть, обидел он нас. Собственно, мы-то чаще всего чувствуем обиду со стороны других людей. И при этом запросто можем не заметить, как сами их обижаем. А может быть еще и мы были первыми. Но даже если нам кажется, что нас обидели несправед-ливо, и в этом случае, дай Бог справиться со своими эмоциями, дай Бог немножко пересилить это внутреннее возмущение и найти возможность попросить прощения. Как говорится, не удаляясь далеко от того времени, от того часа. Но кто-то может сказать: «А почему? Ведь это же будет несправедливо! Вам причинили обиду и вы же еще должны прощения просить?». Ну, вы знаете, вот по-христиански это все-таки справедливо. Ведь, если на то пошло, от нас не требуется лукавить, от нас не требуется призна-ваться в той вине, которую мы за собой совершенно не сознаем. Как иногда бывает: мы не сошлись в каком-то мнении, вы считаете себя правым, а тот человек считает себя правым. И, отстаивая каждый свою правду, позволили немножко эмоциям проявить себя, сказали какие-то резкие слова, обиделись друг на друга, разошлись. За что же просить прощения? Вы остались при своем. Ваша позиция справедлива. Но разве за резкие слова, может несдержанные, может быть, грубые, разве за это мы не имеем права попросить прощения? Разве это не справедливо? Или это будет каким-то лукавством для нас? Но даже если и не было сказано каких-то резких слов, и тогда, по сути дела, мы можем попросить прощения хотя бы за то, что наша позиция, наш взгляд, мнение вызвало раздражение, неприятие другого человека. За то, что мы навели его на возмущение, может быть, на осуждение, еще что-то. И за это мы, опять же, можем, не лукавя, попросить прощения у него. Сказав, я прошу прощения за то, что наш разговор вызвал такую нехорошую реакцию. Навер-ное, в этом и моя есть вина, и я прошу за то прощения. Все справедливо. Правда не пострадала. Но мы победили свою гордыню, мы признали, в чем на самом деле неправы. А если бы мы умели эту неправду находить за собой каждый раз в течение нашей жизни, то не было бы даже повода для каких-то несогласий, непониманий. Но увы, не легко это нам удается. И надо пойти и учиться, чтобы научить такому поведению в жизни. Но давайте учиться хотя бы тем путем, что, осознав свою ошибку, осознав свои не вполне оправданные слова, хотя бы найти мужество и силы попросить прощения за свои слова. Пусть это будет немножко позже, но это будет лучше, чем если мы махнем рукой и скажем: «Ну и ладно, как хочешь. Бог с тобой». Мы-то сказали «Бог с тобой», но и у нас в душе остается какой-то осадок, и у того человека может быть некая обида на нас, досада, а, может, даже и злость. И очень плохо, что мы, подчас, совсем не прелагаем стараний к тому, чтобы во-время исправить ростки дальнейших наших грехов. Ибо худое, недоброе расположение мыслей будет нас побуждать и к дальнейшим согрешениям. Вот почему, дорогие братия, мы не должны считать, что при сознании нашей правоты нам не за что просить прощения. Нам, если подумать, всегда найдется, за что попросить прощения.
Ну а сегодняшний день тогда, что же зна-чит он?
А сегодняшний день, кроме всякого прочего времени, нам дан для того, чтобы особенно задуматься о том, перед кем мы все таки не успели, забыли попросить прощения, не смогли переступить через гордыню свою, не нашли удобного повода, не нашли слов, с которыми мы могли бы подойти к другому человеку и попросить у него прощения. Сегодняшний день – это дополнительный повод, для того, чтобы переступить через свои несовершенства. Для того, чтобы постараться найти те слова, они ведь не хитрые в этот день, с которыми мы бы могли, без лишних объяснений, подойти к человеку, с которым у нас остался какой-то не отрегулированный вопрос, какое-то непонимание. В этот день проще даже, чем в другие. Не требуется особо как-то объясняться, за что и почему мы хотим попросить прощения. А просто вот, обычай такой есть, и нам поэтому легче, нам не нужно излишне малодушествовать и размыш-лять, что мы скажем. Да вот, Прощеное воскресение, простите меня Христа ради.
Вот, собственно, для чего в дополнение к нашей повседневной обязанности христианской – прощать всех и самому просить у других про-щения, вот для чего, в дополнение к этому, дается нам и сегодняшний день. И он очень важен, как последний день перед началом Великого Поста. Последний день, перед тем, как мы с ва-ми, каждый в меру своего усердия, возьмемся за постнические труды, которые направлены на сугубое, большее усердие христианское, которое на сугубое угождение Богу. И дабы Господь принял наш пост, принял наши молитвы, принял наше покаяние, мы, в первую очередь, должны подумать, а кто еще, быть может, сегодня здесь, на земле ждет нашего прощения.
Вот, что должны мы думать о сегодняшнем дне, именуемом Прощеное воскресение. И я искренне желаю, дорогие братия, чтобы сего-дня, в течение оставшегося времени, каждый из нас по вспоминал, подумал, перед кем ему стоит попросить прощения. И не будем смущаться тем, что быть может нас не поймут. Такое может быть: мы подходим к человеку, говорим о каком-то прощении, а он жмет плечами, презрительно, может быть, вроде не понимая. Пусть это будет его непонимание. Лишь бы мы понимали, что мы делаем. И более того, быть может, сейчас изобразив это непонимание, он дальше начнет размышлять о тех вещах, о которых до сих пор не размышлял. Поэтому не будем сму-щаться, не будем останавливать себя в нашем христианском деле размышлениями о том, что нас могут не понять. Самое главное, чтобы мы не лукавили перед своей совестью, и чтобы наша совесть стала чистою перед Богом. Это – самое большее, самое главное, о чем сегодня мы должны позаботиться.
Протоиерей Евгений Чунин
18 февраля 2007 года