Празднование юбилея 100-летия освящения Покровского храма в г. Ржеве

Автор: admin. Ваш комментарий

Еще задолго до юбилея стало известно, что высокопреосвященнейший Корнилий, митрополит Московский и всея Руси, принял приглашение ржевских прихожан и дал согласие лично прибыть в Ржев и возглавить праздничные торжества, посвященные 100-летнему юбилею Покровского храма, которые прилучились на последний день Светлой Пасхальной седмицы.
Прибытие владыки ожидалось 9 апреля в вечерней службе – об этом было объявлено заранее. Однако народ стал стекаться ко храму уже за несколько часов до намеченного времени… Грянули колокола, к воротам подъехал черный микроавтобус, отворились двери, и на дорожку перед воротами храма ступил Предствоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий.
По традиции, архиерея, как только он вышел из автомобиля, прихожане встретили пением «Исполла эти, деспота» (Много лет ти, владыко – греч.) и, постилая цветы на его пути, проводили до церковной паперти, на которой с крестом на блюде ожидал владыку настоятель храма о. Евгений.
Владыка оградил себя и настоятеля крестом, и прошел в церковь, сопровождаемый певцами и народом.
Спустя немного времени владыка и прибывшее духовенство облачились в белые пасхальные облачения, и началось архиерейское богослужение. Во время вечернего богослужения владыке сослужили два священника, два протодиакона и более десяти чтецов и свещеносцев; за службой пели хор Московского духовного училища и местный хор Покровского храма.
По окончании богослужения владыка остановился на ночлег в церковном домике, где ему и сопровождающим его был предложен скромный ужин. За ужином владыка живо интересовался у настоятеля храма о предпраздничной подготовке, о жизни прихода, о планах на будущее.
Ранним утром в субботу, 10 апреля, еще загодя в храме были возжжены все лампады на подсвечниках и паникадила (люстры), и в утреннем полумраке Покровский храм стал похож на какую-то таинственную и торжественную залу, торжественно прибранную, где предполагалось совершение великого и важного торжетства. А по-сути, так оно и было – ведь Божественна Литургия – особенно совершаемая архиереем – и есть величайшее торжество Христовой Церкви: это есть Таинство Евхаристии (Святого Причащения).
Но вот в храме стали собираться духовенство и певцы, а также и все прочие прихожане – приближалось время идти встречать владыку.
Открылись алтарные двери, и из храма отправился небольшой крестный ход. Это диаконы и чтецы, облачившись во алтаре, с подсвечниками и кадилами вышли на улицу и подошли к дверям церковного домика, чтобы встретить владыку и проводить его в храм к началу богослужения.
В это раннее утро у храма собралось и множество прихожан, пожелавших встречать и лицезреть своего владыку. Вот открылись двери церковного дома, и на крыльцо вышел митрополит Корнилий. Он благословил диаконов, принял из их рук епитрахиль, поручи, соборную мантию и митру, и, облачившись, в сопровождении певцов и прихожан проследовал в церковь.
На паперти храма владыку ожидал настоятель храма – с крестом на блюде; и снова владыка митрополит, взяв Св. Крест, оградился сам и оградил настоятеля храма. Затем владыка прошел на амвон, где в сопровождении диаконов совершил входные молитвы и приложился к иконам Святаго Алтаря, и после этого вошел в алтарь, как и положено архиерею, царскими вратами.
Вскоре из алтаря раздался звучный глас протодиакона «Благослови, владыко!», ему последовал архиерейских возглас «Благословен Бог наш, всегда, и ныне, и присно, и во веки веком» — и мощный хор певцов грянул «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова» — началась пасхальная Полунощница.
По окончании Полунощницы владыка – в соборной мантии и митре – вышел на кафедру, установленную к его приезду посредине храма, и началось соборное облачение. Это очень своеобразная и трогательная часть архиерейского богослужения представляет собою «принародное» – соборное – облачение архиерея перед началом главной части богослужения – Святой Литургии. При этом каждый из предметов облачения в отдельности по порядку вручается стоящему на кафедре архиерею, два диакона совершают каждение каждого предмета, а певцы воспевают текст той молитвы, которую полагается читать при одеянии того или иного предмета. И так, на виду и с участием всех молящихся владыка постепенно «вооружается», как в доспехи, во все положенные ему предметы архиерейского облачения. И вот, наконец, владыка полностью облачен – ему подают два особых подсвечника – дикирий и трикирий, он ограждает ими молящихся в храме христиан поочередно на все четыре стороны. В это время певцы воспевают владыке многолетие «Исполла эти, деспота». Соборное облачение закончено.
Теперь уже из алтаря боковыми вратами исходят все младшие священнослужители – священники и диаконы – и здесь, у кафедры, общим хором воспев «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова», все вместе они начинают пасхальные Часы.
Во время совершения Часов владыка восседал на кафедре посреди храма, а богослужение несколько раз прерывалось для того, чтобы владыка смог совершить возведение кого-либо в священную степень. На сей раз таких поставлений было совершено три: юного прихожанина Покровского храма Илию Гладышева высокопреосвященнейший владыка возвел в степень свещеносца, еще двоих, Николу Харкунова и Василия Гладышева, уже несколько лет назад поставленных свещеносцами, теперь владыка возвел в степень чтецов.
Каждый из ставленников был поочередно приведен ко архиерею двоими диаконами, над каждым из них были прочитаны соответствующие молитвы, каждый по благословению архиерея тут же, у кафедры, был одет в соответствующее его чину облачение. Так на виду у всех состоялось исполнение великого священнодействия – важнейшего таинства Святой Церкви: таинства Священства.
И поздно вечером, и ночью, и ранним субботним утром в Покровский храм продолжали прибывать духовенство, певцы и гости из разных мест, некоторые – из соседних градов и селений, а некоторым из них пришлось проделать до Ржева путь протяженностью более тысячи километров. Из Петербурга утренним поездом прибыли певцы епархиального хора Санкт-Петербургско-Тверской епархии. Другие приехали своим транспортом. Из Москвы ждали автобус с паломниками – прихожанами московских храмов. Все они спешили сюда, чтобы разделить с собравшимися радость славного юбилея Покровского храма, храма, который был каждому из них по-своему дорог.
Наутро, в субботу, сонм духовенства состоял уже из шести священников, двух протодиаконов и почти полутора десятка чтецов и свещеносцев. К началу Божественной Литургии все они облачились, и, сияя белыми пасхальными облачениями, вышли на середину храма – к кафедре, на которой торжественно восседал митрополит Корнилий.
Божественная Литургия прошла на едином дыхании, с большим подъемом. Певцы всех прибывших хоров слаженно и вдохновенно исполняли песнопения – и казалось, будто все собравшиеся в этот день певцы и всегда вместе пели в этом храме. К завершению Литургии перед церковным амвоном выстроилась целая очередь малолетних прихожан – они по обычаю готовились приступить ко Святой Чаше. После того, как настоятель храма сподобил всех малышей Святых Даров, владыка Корнилий произнес отпуст и этим завершил Божественную Литургию.
Затем все духовенство вместе со владыкой вышло на середину храма – к кафедре, где общим пением был начат молебен с каноном Святой Пасхе. Знакомые стихи пасхального канона, с искренним вдохновением воспеваемые. Тем временем в храме стала заметна некая деловитая суета – прихожане стали готовиться к Крестному ходу. Во ознаменование 100-летнего юбилея освящения Покровского храма Высокопреосвященнейший владыка благословил совершить торжественный Пасхальный Крестный ход вокруг Покровского храма – по прилегающим улицам.
Как и положено в таком случае, уже заранее все было распределено – кто какую миссию будет исполнять, кто за кем шествовать, кто что будет нести. Самые дюжие мужики из прихожан приготовились нести тяжелые хоругви. Другим же, чтецам и свещеносцам, и некоторым из прихожан, были вручены – кому-что: фонарь – непременный предводитель всякого Крестного хода, Запрестольные Крест и иконы Спаса и Богородицы, праздничная и храмовая иконы, а также дикирии и рипиды. Старейшим священникам было поручено нести Святой Евангелие и Пасхальницу, а двум протодиаконам, как водится, довелось идти впереди всего духовенства – с кадилами, и, одновременно оборачиваясь, кадить владыку, духовенство, певцов и всех участников Крестного хода.
Вот все построились, и по незаметному знаку чинно тронулись к выходу из храма, и постепенно Крестный ход стал как бы выливаться на улицу из церковных стен. Сначала показался фонарь в руках новопоставленного свещеносца, потом – запрестольные иконы со Крестом в руках чтецов, потом – хоругви и праздничные иконы, потом – духовенство, и в конце этого по-парного строя – сам Предстоятель старообрядческой Церкви, владыка Корнилий. А за ним – уже без особенной чинности построения – следовали два хора певцов – мужской и женский, составленные для этого случая из всех прибывших на праздник клирошан. За певчими следовали все молящиеся и гости: торжественно одетые прихожанки, в пасхально-белых платках, застегнутых «под булавочку», многие в праздничных сарафанах; мужчины в кафтанах или рубашках под-поясок.
Торжественное шествие неспешно и чинно перетекает за церковные ворота на улицу – а поток выходящего из храма люда все не иссякает. Вот уже голова Крестного хода достигла перекрестка (движение машин остановлено – на страже Крестного хода несут свою службу сотрудники дорожно-постовой службы Ржевского ОВД), а людской поток из церковных ворот все продолжает и продолжает выливаться на улицу.
Два хора певцов во время этого многолюдного шествия, чередуясь между собою, воспевали песнопения Пасхального канона, и над прилегающими кварталами Ржева снова и снова разливалось торжествующее «Христос воскресе из мертвых!».
Но вот шествие подходит к своему завершению – и эта длинная вереница торжествующих христиан, степенно и чинно, входит в церковные ворота и снова как-то помещается в стенах, кажущегося маленьким храма.
По окончании богослужения владыка Корнилий сказал проповедь, а затем предоставил слово настоятелю храма и высоким гостям. (К этому часу в Покровский храм прибыли глава г. Ржева А.П. Щетинин, глава Ржевского района В.М. Румянцев, генеральный директор ОАО “Электромеханика” и член Ржевской Городской думы В.В. Константинов). Глава города Ржева А.П. Щетинин выступил от имени прибывших с ним гостей, и вручил памятные подарки митрополиту Корнилию и Общине Покровского храма. По случаю юбилея поступили поздравления от Губернатора Тверской области Д.В. Зеленина и Председателя Ржевской Городской думы Ю.Н. Винокурова, а так же многочисленные приветствия и поздравления от священнослужителей, официальных лиц и друзей прихода из разных городов.
После окончания богослужения настоятель Покровского храма, протоиерей Евгений Чунин пригласил владыку Корнилия, духовенство и высоких гостей в Ржевский краеведческий музей – осмотреть недавно открывшуюся новую выставку «Хранители древних традиций», посвященную 100-летию Покровского храма и истории Ржевского и Тверского старообрядчества. Эта выставка подготовлена в результате продолжительного творческого сотрудничества Тверского Государственного объединенного музея, Ржевского краеведческого музея и Ржевской Покровской общины.
Владыка и гости в сопровождении одного из устроителей выставки – В.В. Волкова – внимательно ознакомились с юбилейной экспозицией, а затем А.П. Щетинин пригласил владыку Корнилия посетить и военную экспозицию Ржевского музея, а так же осмотреть известную диараму “Бои за Ржев”. Владыка Корнилий с большим интересом осмотрел диораму и ознакомился с экспозицией военных залов Ржевского музея, а после этого вместе с Ржевскими руководителями сфотографировался на память на ступенях краеведческого музея.
После сего прихожане и гости были приглашены к праздничной трапезе, которая была приготовлена в загородном детском христианском лагере «Ржевская обитель». Как водится, гостей праздника доставили в «Ржевскую обитель» (в 10 км от Покровского храма) автобусом. Во время трапезы, как это принято, получили возможность высказать свои поздравления и пожелания Покровской общине все представители духовенства и многие из гостей.
Вечером того же дня Высокопреосвященнейший митрополит Корнилий покинул Ржев и, провожаемый прихожанами, направился в Москву.
На следующий день, 11 апреля, в Актовом зале Ржевского Дома детского творчества прошел Вечер духовных песнопений, посвященный 100-летию Ржевского Покровского храма.
Вечер открыл своим вступительным словом настоятель Покровского храма, протоиерей Евгений Чунин. Затем на сцену поднялась детская и молодежная группы Ржевского хора. Ребята не забыли, что их храм стал преемником всех старообрядческих церквей нашего города. Они исполнили песнопения храмам Благовещения Пресвятыя Богородицы, преподобного Симеона Столпника, Святой Троицы, в которых в разные времена молились наши предки. И, как завершающему цепочку передачи наследия, исполнили песнопения Покрову Пресвятыя Богородицы. Все стихеры звучали попеременно со словами ведущих, которые кратко рассказывали об истории этих храмов а на общем фоне можно было посмотреть презентацию, посвященную столетию освящения храма. Когда прозвучала фраза о том, что с храма были сброшены колокола, певчие исполнили стих “Колокольный звон”.
Далее со своими песнопениями выступили хор Московского старообрядческого духовного училища (г. Москва) и хор Санкт-Петербургско-Тверской епархии (г. Санкт-Петербург). Последним пунктом программы хоры, поочередно, спели стихеры Пасце, и последний тропарь – все вместе.
В тот же день после завершения Вечера духовных песнопений в Выставочном зале состоялось закрытие фотовыставки «ЛИКИ СТАРОЙ ВЕРЫ», которую могли посетить все желающие в течение недели. Выступавшие незадолго до этого в доме детского творчества хоры. прибыли и сюда, для того, чтобы и выставку посмотреть, и для зрителей выступить.
После того, как участники выступления прославили Пасху, спев последнюю стихеру, выступил о.Евгений Чунин с приветственным словом. На завершающем этапе закрытия выставки директор выставочного зала, подарила батюшке розы от посетителей выставки, в знак благодарности за такую чудесную экспозицию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ 7 = восемь