Первые святые Ржевской земли

Автор: Марина Волоскова. Ваш комментарий

agripp001Летописи о св. благоверном князе Владимире и княгине Агриппине Ржевских
28 июля принято считать днем памяти не только святого Владимира Киевского, но и святых Владимира и Агриппины Ржевских.
Святые благоверные князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские издревле почитались в городе Ржеве. Они были погребены в ржевском соборном храме. Над их могилами, расположенными рядом, до 1745 года сохранялась гробница. Город Ржев в древности назывался Ржевою Владимировою по имени своего первого князя — святого Владимира. По преданию, колодец около городского собора выкопан благоверным князем.

Святой Владимир был сыном Мстислава Храброго, братом МстиславаМстиславича Удалого. По другим источникам, он был сыном Всеволода Большое Гнездо. Святая Агриппина была женой благоверного князя Владимира.
Вот что он пишет академик Е. Е. Голубинский: «В старое время Ржев назывался Ржевой Володимеровой.По всей вероятности, князь, имя которого присоединялось к названию города, и был погребен в соборной церкви его и был чтим в нем как местный святой, со всей вероятностью должно будет считать владетелем Ржевы, давшим ей свое имя, Владимира Мстиславича: под 1216-м годом Ржева называется в летописях городом Мстислава Удалого, князя Торопецкого, и представляется необходимым думать, что Мстислав отдал ее своему родному брату».

Будучи князем псковским, Владимир участвовал в 1216 году на стороне брата Мстислава в ряде сражений (в частности, ходил походом к Ржеве), а также в междоусобной битве на Липице. В 1217 году, после ухода Мстислава Мстиславича из Новгорода на юг, в Галич, произошел, видимо, раздел Торопецкой вотчины Мстиславичей, в ходе которого Владимир получил ее восточную часть с Ржевой. В 1226 году князь Владимир Мстиславич еще раз защищал области Торопецкую и Смоленскую, а значит и Ржев, – на этот раз от литовцев, в битве под Усвятом. Это последнее упоминание о нем в летописных источниках.

Начиная, по крайней мере, с 30-х годов XIV века, возможно и несколько ранее, Ржева не раз находилась под властью Литовского великого княжества; о сидевших здесь в это время русских и литовских князьях имеются отрывочные сведения, и Владимиры среди них неизвестны. С 80-х годов XIV века Ржевская область принадлежит Московскому княжеству, в 1389 году на короткое время она вошла в удел боровско-серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго († 1410), однако к моменту своей кончины он Ржевой уже не владел и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

В XVI-м веке Ржева (Ржев) начинает именоваться Ржевой Володимеровой в отличие от расположенной северо – западнее Ржевы Пустой. Возможно, к этому времени относится начало местного почитания святых князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских.

Существуют лишь некоторые летописные известия о князе Владимире Мстиславиче Ржевском, приведенные ниже.
В 1180 году умирая, отец князя Владимира, Мстислав Храбрый поручил молодого княжича воеводе своему Борису Захарычу. Тогда же он, вероятно, получил боевое крещение, участвуя со своей дружиной, возглавляемой Борисом Захарычем, в битве с превосходящими силами Игоря Северского и половцев, на стороне своего дяди Рюрика.
А уже в 1208 году Владимир княжил во Пскове, командуя псковичами и новгородцами в сражениях с литовцами, по поручению старшего брата Мстислава Удалого защищал Великие Луки. С этого времени, и Великие Луки числили его своим князем.

Однако, в 1213 году Владимир был изгнан из Пскова. В это время он начал управлять небольшой областью в Латвии. Здесь в его честь был назван город Валмиера, можно сказать, побратим Ржевы Володимеровой. Под его влиянием был заключен мир между Ливонским епископом и Полоцким князем. С 1214 года он вновь княжил в Пскове. Годами чуть позднее Владимир вместе со старшим братом одержал победу в Липецкой битве против превосходящих сил Суздальцев. Братья Мстиславичи, наряду с воинским искусством и храбростью, проявляли и милосердие к побежденным. В 1216 году Владимир участвовал в походе против младших Всеволодовичей (сыновей Всеволода Большое Гнездо) во Владимиро-Суздальское княжество. Также в 1217-1218г.г., Владимир, возглавляя псковичей и новгородцев, воевал с немцами в Эстонии.Князь Владимир помогал своему брату Давиду Торопецкому защищаться от литовцев, Давыд в этой битве, к сожалению, был убит.
О семейной жизни святых князя Владимира и княгини Агриппины сведений никаких нет.

Запрещённые святые
Известно, что мощи Владимира и Агриппины в XVII – первой половины XVIII века почивали под спудом в Успенском соборе в Ржеве, над ними была устроена деревянная резная позолоченная гробница и сень с иконостасом, возведенная в 1716 г. на средства Л. И. Челищева. На гробнице находилась икона с изображением Владимира и Агриппины – вклад ржевского воеводы стольника С. Ф. Обернибесова. В связи с розыском о церковных нестроениях в Ржеве (входившей в сер.XVIII в. в Тверскую епархию), который был предпринят по указу императрицы Анны Иоанновны, Тверской и Кашинский архиепископ Митрофан (Слотвинский) в 1745 г. провел расследование о праздновании памяти Владимира и Агриппины. О результатах расследования архиерей писал: «А с которого году, и с чего, и кем то воспоминание и празнество начато, и под тою ли гробницею оный князь и княгиня погребены, и чудеса и исцеления от них кому какие были ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось».При вскрытии гробницы Владимира и Агриппины на глубине около 4, 5 м. обнаружился покрытый каменной и дубовой досками сруб, в котором находились два дубовых гроба. Однако, как сказано в материалах следствия, «никаких мощей не сыскано», а только «кости гнилые… истленные». Архиерей запретил церковное празднование Владимира и Агриппины, гробницу разобрали.

В начале XX века по Владимиру и Агриппине в Ржеве еще служились панихиды, однако архиепископ Димитрий (Самбикин) включил их имена в «Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края». Церковное празднование Владимира и Агриппины было возобновлено после включения их в Собор Тверских святых, празднование которому было установлено в 1979 г. по инициативе Калининского и Кашинскогоархиеп. Алексия (Коноплёва). Как отмечает в своей книге Е.Е. Голубинский, ссылаясь на статью И. Тюменева «Верховья Волги», когда-то прежде конца XVII-го века было установлено местное празднование князю Владимиру и княгине Агриппине, жившим в первой четверти XIII века.

«Акт освидетельствования могилы князя Владимира и княгини Агриппины» сообщает: «1745 года Сентября 9 дня … в оном городе Ржеве Володимирове, (в) соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы явилась на правой стороне от дверей с приходу под церковным полом от земли выведена гробница на четырех столбах простых аршин в три и обита тесом до полу, а сверх пола сделана гробница же другая, резная вызолоченная, а сверх той гробницы большая положена цка (доска), на которой написаны образы князя Владимира и княгини Агриппины. На оном образе подписано так: «в сей соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы образ благовернаго князя Владимира и благоверной княгини Агриппины радушием стольника князя Сергия ФеодоровичаАбирнибесова, а в то время в сем городе был он воеводою, от своего подаяния и собранием его ж и иных богомольцев». А на гробнице подписано тако: «в 1716 году, будучи во Ржеве Володимировелантратом, Лука Иванов сын Челищев в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы построил сей иконостас благоверному князю Владимиру и благоверной княгине Агриппине по обещанию своему на память себе и жене своей и детем», на четырех столбах, резных же и вызолоченных; вверху тоя сени над помянутою цкою образ написан Отечество, а сверх того образа вверху деревянный малый крест вызолоченный.»

«…как в той соборной церкви, так и во всех во Ржеве церквах, в церковнослужениях на ектенияхмеждо воспоминанием святых и оных князя Владимера и княгиню Агрипену вспоминали святыми же и благоверными и отправляли им молебны и празднество на день святого и равноапостольнаговеликаго князя Владимера Киевского, по службе святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, а с которого года и кем и с чего то воспоминание и празднество начато и подлинно ль под тою гробницею мощи их имеются и чудеса и исцелении какие от них кому были ль, по следствию не сыскалось… по раскопании… никаких мощей не сыскано, а явились токмооных князя и княгини два гроба дубовые и в них голые истлелыя и иструпелыя кости, которыя паки на том же месте зарыты, и имеющейся над гробницею образ их взят в Консисторию и между святыми в церквах оных князя и княгиню воспоминать и никакого торжества и молебствия им отправлять запрещено» … «и где в церквах и в домех имеются оных князя и княгини образа, велено по силе Духовного Регламента отобрать». Гробницы над могилой были уничтожены, а икона, увезенная с гробницы позднее находилась в Тверском музее.

Сохранение почитания святой супружеской четы среди старообрядцев
Деканонизация святых Владимира и Агриппины, как и других Тверских святых была одним из последствий церковной реформы XVII века – как проявление своеобразного гонения не только на живых приверженцев древлего благочестия, но и на всякие свидетельства истинности дореформенного православия, как запечатленные в иконописных и литературных памятниках, а так же и в нетленных мощах святых. Однако, почитание деканонизированных синодальной Церковью святых сохранялось в полной мере у старообрядцев.

Древнее почитание Ржевских святых, несомненно, подтверждается и тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володимиров, а также древним преданием о том, что и поуспении святой князь Владимир, являясь на белом коне, продолжал защищать город от иноземных войск. Несмотря на распоряжение тверского архиерея многие иконы святой четы продолжались храниться в домах. Кроме того, их иконы сохранились в Покровском старообрядческом храме.
В современных церковных календарях, изданных Московской патриархией, день памяти святых, как и в древности, установлен 15 (28 н. ст.) июля. Правда, в календаре ошибочно время жизни княжеской четы отнесено к XVI веку. Видимо, это вызвано тем, что в период Макариевских соборов середины XVI века сведения о канонизации наших святых отсутствуют. Но это недоумение легко объясняется тем, что почитание святых было только местное.
Иконография

Святые князь Владимир и княгиня Агриппина согласно традиции на иконах изображаются в паре, предстоящими в молении облачному Спасу, обе руки сложены в молитвенном жесте, с сиянием около их голов и с надписями: «благоверный князь ВладимiръРжевскiй», «благоверная княгиня Огрипена». Князь Владимир с открытой головою, вьющиеся волосы спускаются на плечи, борода недлинная, поверх нижнего платья в красной ферязи, подбитой мехом; на княгине Агриппине надет красного же цвета плащ, голова покрыта белым платком, обернутым вокруг шеи; нижняя часть у них одежда зеленого цвета и как та, так и другая разделаны золотом; внизу представлены цветы и деревья.

Заканчиваю статью в надежде, что вскоре будет написано житие этого незаурядного русского политического и военного деятеля – святого благоверного князя Владимира Мстиславича Ржевского и его супруги – святой благоверной княгини Агриппины Ржевской.

Источник:http://ruvera.ru/articles/pervye_svyatye_rjevskoiy_zemli

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


семь − 6 =