Образовательная смена в Ржевской обители

Автор: Фёдор. Ваш комментарий

С 17 по 22 июля в Ржевской Обители прошла третья летняя Образовательная смена. Программа нынешней смены включала шесть дней и была посвящена различным сторонам и аспектам истории, богословия и других отраслей науки.

Первый день смены, понедельник, 17 июля, был посвящен вопросам становления старообрядческой иерархии (период — со втор.пол. XIX в. до 1905 г.). Фактически, в этот день состоялась мини-конференция, в ходе которой прочитали доклады ряд прибывших в Ржевскую Обитель лекторов и преподавателей.

Открыл программу Образовательной смены историк-религиовед, член Союза журналистов России Д.А. Урушев (г. Москва). Он прочитал доклад «Архиепископ Антоний (Шутов) и становление Белокриницкой иерархии в России».

Продолжил историческую тему научный сотрудник Государственного исторического Музея, кандидат исторических наук Р.А. Майоров (г. Москва). Он сделал содержательное сообщение на тему: «Московская Архиепископия и Белокрикницкая Митрополия в конце XIX в. — история взаимоотношений», в котором проанализировал динамику контактов между двумя региональными старообрядческими центрами.

Редактор Информационно-Издательского отдела Московской митрополии Г. С. Чистяков (г. Дубна, Московская обл.) поведал слушателям о драматичных страницах истории возникновения раздора неокружничества и об усилиях Церкви по его преодолению.

Историк Церкви А.В. Езеров (г. Москва) рассказал про легендарного купца-старообрядца Афанасия Кочуева, которого царская охранка называла «агентом и главным ходатаем Рогожского кладбища».

Преподаватель Тверского Госуниверситета, краевед Н.Г. Дранова (г. Ржев), сделала богатое новыми материалами сообщение на тему: «Законодательство Российской империи как инструмент ущемления старообрядцев — на примере Ржевского купечества».

Протоиерей Евгений Чунин озвучил обобщающий доклад: «Белокриницкое священство — процесс распространения в Ржеве и соседних регионах».

В завершение программы Р.А. Майоров в своем втором сообщении««Они вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:18). К вопросу о переходе некоторых старообрядческих священнослужителей в лоно господствующей церкви»рассказал о малоизвестных подробностях и фактическом смысле этих таинственных прецедентов.

Завершился первый день смены круглым столом, на котором были выявлены главные характерные черты этого исторического периода.

Второй день Образовательной смены, 18 июля, день памяти преподобного Сергия Радонежского, начался с праздничного молебна в Покровском храме г. Ржева. Затем, после обеда, слушатели были приглашены продолжить образовательную программу.

Второй день смены был целиком посвящен вопросам агиографии и памятникам древнерусской литературы. Главным лектором и гостем программы второго дня стала руководитель Отдела древнерусской литературы Института Русской Литературы РАН,доктор филологических наук, профессор Н.В. Понырко (г. Санкт-Петербург), которая специально приехала в Ржев для участия в программе второго дня Образовательной смены. Выпуск 60 НОВОСТИ И РЕПОРТАЖИ «Пв» 7 Первая лекция уважаемого ученого была посвящена традициям отечественной агиографии — как и кем составлялись жития в Древней Руси. Наталья Владимировна на примерах житий некоторых известных русских святых рассказала о процессе создания подобных памятников, назвала имена наиболее известных агиографов, обратила внимание, что далеко не во всех житиях указывалось их авторство (а иногда имя автора упоминалось внутри текста жития, или указывалось иносказательно). Большая часть древнерусских житий были посвящены преподобным: основателем монастырей,отшельникам, и лишь небольшая часть подобных памятников повествовала о других категориях святых: мучеников, святителей, благоверных князей и княгинь. В 17-м веке возникает новый подвид агиографического жанра, «мирское житие» — своеобразное биографическое произведение, основной персоной которого является герой, который не обязательно был канонизирован Церковью, и мог вовсе не являться «святым» человеком.

Древнерусские жития могли иметь несколько редакций — в зависимости от разных запросов и задач. Иногда проводилась последующая литературная обработка жития, иногда требовалась политическая редакция (в интересах, например, княжеского рода, упоминаемого в Житии); иногда вносились уточнения по церковно-каноническим вопросам (для уточнения богословских утверждений или фактов). Иногда готовились сокращенные версии Житий — для публикации в Прологе или чтения житийных фрагментов на службе.

Во второй лекции Наталья Владимировна обратила внимание слушателей на Памятники древнерусской литературы — на их христианское и художественное достоинство и актуальность в нынешнее время.

В третьей части своего общения со слушателями Н.В. Понырко рассказала о деятельности Отдела древнерусской литературы Института Русской Литературы Академии наук, коснулась взаимосвязи церковно-славянского и современного русского языка, ответила на многочисленные вопросы слушателей.

В третий день Образовательной смены(19 июля) лекторы и слушатели совершили увлекательную автобусную экскурсию в древний город Торжок, где посетили древнее городище, Борисо-Глебский монастырь, место первой старообрядческой моленной «на Поклоннице», место бывшей старообрядческой моленной на Болотной улице и сохранившееся здание Покровской единоверческой церкви. Паломники прогулялись по живописным берегам Тверцы, посетили церковь Архангела Михаила (РПЦ МП). Протоиерей Николай Алексеев, настоятель этого храма, пригласил гостей к обеду, приготовленному для них в уютной церковной трапезной.

Возвращаясь из Торжка, паломники посетили музей деревянного зодчества в д. Василёво, осмотрели сохранившиеся храмы, избы, надворные постройки прошлых веков. Особенное внимание путешественников привлек Валунный мост архитектора Н.А. Львова (памятник паркового строительства конца XVIII века), внушительное сооружение из местного валуна, являющееся одним из самых известных творений этого архитектора. Этот мост еще называют «каменной симфонией» Львова.

В четвертый день Образовательной смены лекторы и слушатели смены приняли заинтересованное участие в необычном Круглом столе, посвященном теме одежды — «Облик и внешний вид христианина в разных жизненных ситуациях».

Разговор начался с общего осмысления задач, которые традиционно решает одежда (начиная с самых естественных функций прикрывать человеческую наготу и укрывать от непогоды). Затем детальному и непредвзятому обсуждению участников были подвергнуты поочередно такие аспекты этой темы, как одежда для храма; одежда для офиса и работы; одежда для дома, отдыха, огорода; одежда для улицы (в т.ч. одежда для дороги к храму); одежда для магазина и иного шопинга и даже — одежда для купания.

Участники беседы высказали многие интересные суждения и взгляды на различные стороны данного вопроса, поделились своими оценками, наметили дополнительные аспекты обсуждавшейся тематики, которые в будущем целесообразно подвергнуть более детальному разбору и обсуждению. Одним из таких намеченных для будущего обсуждения аспектов была заявлена косметика — практика её применения и оправданность с христианской точки зрения.

В работе этого Круглого стола — среди всех, кто не равнодушен к вопросу о том, во что уместно одеться христианину, приняли участие молодые дизайнеры одежды и практикующие портные.

Вторую половину этого дня участники Образовательной смены провели в Покровском храме г. Ржева (куда после обеда все отправились на автобусе), за вечерним богослужением — накануне наступающего праздника явления Казанской иконы Божией матери.

Пятый день Образовательной смены (21 июля), воспоминание явления Казанской иконы Пресвятыя Богородицы, начался за праздничным богослужением в Покровском храме.

После обеда участники смены продолжили образовательную программу. Темой дня была заявлена Христианская антропология (учение о духовном устроении человека), а главным лектором и экспертом — А.Г. Фомин, старообрядец, практический психолог (г. Москва), который приехал в Ржев для участия в программе Образовательной смены. Первая беседа с уважаемым экспертом была посвящена такой актуальной теме взаимоотношений между людьми, как феномен «игрового поведения », и была озаглавлена «Игры и реальность: ролевое и сущностное в поведении человека». В этой беседе участники познакомились с характерными примерами того, когда поведение человека неосознанно для него самого складывается из неких штампов, определяемых теми психологическими ролями, которые он принимает на себя в отношениях с другими людьми. Понимание этих процессов важно каждому, кто стремится успешно строить свои отношения с людьми и не хочет оказываться неосмысленным участником всяких «ролевых » конфликтов.

Вторая беседа Андрея Германовича имела заглавие «Христианское самосознание: в поисках внутреннего человека», и была посвящена вопросу осмысления своих внутренних духовных основ. Беда нынешнего времени заключается в том, что мы нынче мало задумываемся о том, что происходит в нашей душе, и это приводит нас ко многим изъянам и недостаткам духовной жизни.

Следующим лектором должен был выступить доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), кандидат исторических наук А.В. Муравьев, (г. Москва).Тема его лекции относилась к области догматического богословия, и была посвящена весьма актуальной теме: «Вопрос о «границах церкви» в свете богословского учения о спасении. Примеры различного понимания этого тезиса».

Однако так совпало, что уважаемый ученый именно в эти дни был приглашен для участия в важной зарубежной конференции, и не мог успеть возвратиться в Россию для участия в Образовательной смене. Тем не менее, он записал свою лекцию на видео, и организаторы смены получили возможность заочно познакомить слушателей с этим важным для христианского осмысления материалом.

Шестой день Образовательной смены, 22 июля, был посвящен вопросам религиоведения. В этот день для участия в программе смены в Ржев прибыл С.Г. Антоненко — преподаватель Российского Государственного гуманитарного университета главный редактор журнала «Наука и религия», (г. Москва). В этот свой приезд в Ржев Сергей Георгиевич прочитал две лекции о язычестве: «Архаическое язычество и дохристианские культы славянских народов», и «Современное неоязычество — его истоки, богословские и социальныео- собенности».

Как и в предшествующие годы, уважаемый  лектор обстоятельно и убедительно рассказал об этом своеобразном феномене современного религиозного пространства. На основании фактического материала показал основные тенденции развития неоязычества, его вымышленно-фантазийный характер. Коснулся таких современных проповедников этих идей, как Виталий Сундаков (с его рассуждениями «О Русской Традиции, русском языке, Родине, Отчизне» и другими примерами подобных видеолекций), прокомментировал восторженные публикации газеты «Ржевские новости» (июль 2015 г.) о посещении языческого праздника «Купала » , ежегодно организуемого для новых адептов неоязычества под г. Волоколамском…

Завершающим аккордом Образовательной смены стал итоговый Круглый стол, который состоялся вечером 23 июля. Участники поделились друг с другом впечатлениями от состоявшейся смены, обменялись мнениями о важности для них тех или иных обсуждавшихся тем, посетовали о том, что многие представители верующей молодежи до сих пор не нашли возможность принять участие в этих своеобразных занятиях для старообрядческих интеллектуалов, уже третий год организуемых в Ржевской обители, а так же высказали свои пожелания по тематике будущих подобных программ.

В своем завершающем слове настоятель храма искренне поблагодарил всех лекторов Образовательной смены — кто подготовил содержательные и интересные сообщения и доклады; экспертов, выступивших с аналитическими суждениями, слушателей, кто нашел время и возможность приехать, кто принял участие в слушаниях и обсуждениях тематических материалов. Обращаясь ко всем собравшимся, о. Евгений сказал: «Я приглашаю всех, кому интересны наши начинания — подключайтесь, предлагайте интересующие вас темы, приезжайте к нам — а мы постараемся учесть ваши пожелания при подготовке программ следующих образовательных сессий.

Спаси Христос всех тех, кто нашел возможность и принял участие в состоявшейся Образовательной смене, и до новых образовательных встреч во Ржеве!».

Всего в образовательной смене нынешнего сезона приняли участие около 50 человек.

протодиакон Иоанн Чунин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


4 × = тридцать два