О важности святого Причастия и преодолении препятствий на пути к нему

Автор: о. Евгений Чунин. Ваш комментарий

«И когда они ели, Исус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите и ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»
(Евангелие от Матфея, зач.108, 26:26-28)

Священнодействие Божественной Литургии, такой знакомой и привычной всем нам, всегда совершаемой нами в дни церковных праздников и воскресных дней, – чин этого таинства Господь Исус установил во время Тайной вечери – последней Своей трапезы с учениками. В ту ночь Христос, собрав своих учеников в сионской горнице, «взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.» (От Марка 14:22-24 ) И добавил к этому: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (От Иоанна 6: 53)
С тех пор Святая Евхаристия – Причащение Святых Христовых Таинств – является первейшим и важнейшим из таинств Церкви, это, по слову Господню, есть наш путь в Жизнь Вечную и драгоценная возможность приблизиться к Богу уже здесь, во временной земной жизни. Те, кто недооценивает важность Святого Причастия для обретения спасения, должны еще раз уделить внимание данному вопросу, и переосмыслить свое отношение к этому церковному Таинству.
Но даже и те, кто мыслит о Святом Причастии вполне правильно, бывает, впадают в одну из двух крайностей, препятствующих получению от сего таинства той великой духовной пользы, которая в нем заключена.
Первая крайность – это стремление приступить к Причастию безо всякой подобающей подготовки – прямо «здесь и сейчас», одновременно оставаясь во власти многих явных грехов, без достаточной молитвенной подготовки и, возможно, даже без совершения исповеди (покаяния). Такое легкомысленное и безответственное отношение к этому величайшему Дару Божию – весьма опасное заблуждение, чреватое тем, что вместо желанного нами потока благодати мы испытаем на себе опаляющее действие гнева Божия, о чем прямо предупреждает апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам, зач.149, гл.11, ст.27-30: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.» Правда, в старообрядчестве подобное встречается крайне редко – как правило, подобные настроения могут высказать те из прихожан, кто лишь недавно стал заходить в церковь и еще не познакомился с укладом и обычаями древлеправославной церкви.
Но есть и противоположная крайность: когда человек, осознающий свою греховность, считает себя навсегда недостойным Святаго Причастия. Действительно, если какой-то человек по проискам диавольским однажды или многократно отягчил свою совесть какими-либо тяжкими грехами (убийство, блуд, прелюбодейство и проч.), то такой человек в этом случае должен сначала удержаться от Святого Причастия, дабы ему принятие св. Таинств не послужило в ещё большее осуждение его греховной жизни, дабы он не был опален сиянием славы Божией, если недостойно приступит ко Святым Тайнам. Такой человек, раскаиваясь на исповеди в своих грехах, должен принять и епитимию – во исправление своей жизни и во искупление совершенных грехов, и, затем, после добросовестного исполнения епитимии, может быть допущен ко святому Причастию. Такой порядок соблюдается в старообрядческой церкви и до сего дня, и мы время от времени снова об этом напоминаем всем христианам.
Но если кто-то по своим грехам считает себя не достойным, не имеющим права приступить ко Святому Причастию – и считает так, возможно, вполне справедливо! – мало только лишь осознавать свое недостоинство. Здесь необходимо еще и другое! Необходимо, сознавая свои грехи и недостатки, трезво и прямо поставить перед собою вопрос: ЧТО Я МОГУ СЕГОДНЯ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ? Это – наиважнейший вопрос нашей духовной жизни! Даже если мы будем явственно видеть и осознавать свои грехи, но ничего не сделаем для того, чтобы преодолеть их, все наше покаянное осознание останется бесплодным и не принесет нам пользы! А такое, увы, нередко встречается среди наших собратьев, и это весьма прискорбно. Действительно плохо, что многие из людей не прилагают усердия и старания к тому, чтобы скорейшим образом устранить греховные препятствия на своем духовном пути.
Вот, например, человек не соблюдает посты. То ли лень, то ли не привык… При этом, чаще всего такой человек считает, что ему что-то коренным образом препятствует исполнить эту христианскую заповедь. Так, например, один уверен, что не может соблюдать пост, потому что однажды, когда в гостях отведал постного обеда, его потом мучила икота, и с тех пор он уверен, что не может поститься… Другой, вообще, убежден, что поститься могут только здоровые неработающие пенсионеры – значит, только они одни и могут причащаться… Третий приведет какую-то свою, не менее нелепую версию обоснования невозможности поста. И только, может быть, четвертый скажет с легким смущением: а я- как постился, так и пощусь, и никаких проблем и препятствий для себя в этом деле не вижу!
Вот и получается, что само осознание своего недостоинства – без достаточного стремления преодолеть имеющиеся препятствия – еще не приносит окончательной пользы. Сознавая, что причащаться в таком состоянии нельзя, многие при этом долгие годы (и даже чуть ли не всю жизнь) будут считать себя недостойными Причастия, не прилагая никакого действенного старания к тому, чтобы, наконец, потрудиться и сделать себя достойным! Преодолеть свою слабость, найти силы, проникнуться решимостью и сказать самому себе: до каких же пор, в конце концов, я буду сам себя лишать этого Божественного Дара?
Так, среди всех прихожан нашего храма дай, Бог, если четвертая часть имеет возможность приступать ко Святому Причастию и время от времени пользуется этой возможностью. А трое из четверых еще не поднялись до такого состояния и, что особенно тревожно, не очень-то и стремятся к этому.
Жизнь идет, грехи накапливаются, мы с ними не боремся, не пытаемся преодолеть их, не пытаемся устранить их из нашей жизни. Снова и снова эти грехи являются препятствием нам, чтобы мы могли приступить ко Святой Чаше. И в таком равнодушии, как будто так и надо, мы встречаем и провожаем очередной Великий Пост. Мы уже знаем заранее про себя, что не достойны Святаго Причастия. Мы уже смирились с этим… Но как-то не радостно на душе от такого смирения!
Само по себе смирение – это добро, но надо осознавать, по отношению к чему, в чем наше смирение. Ведь здесь мы смиряемся вовсе не с Волей Божией, а со своей леностью и небрежительным отношением к сей величайшей Святыне! Разве Господь где-то говорит нам: «Отойди и не подходи (ко Святой Чаше)»? Нет, Господь говорит нам другое: «Подготовь себя добрым образом, и тогда – приходи!» И вот на этот-то призыв мы «со смирением» отвечаем: «Нет, Господи, лучше я не пойду!» И в таком своем мнении мы остаемся и сегодня, и завтра, и, может быть, еще многие годы вперед…
Однако подобная позиция – вовсе не есть смирение перед Богом, а как раз наоборот. По сути, мы отвергаем волю Господа, призывающего нас бороться с грехами, и «со смирением» готовимся испить чашу суда Божьего, не ударив и палец о палец для исправления своей жизни. Такое чувство, что нам больше нравится быть преступниками перед Богом, чем потрудиться и постараться исправить свою жизнь. А некоторые из наших прихожан всю жизнь остаются без причастия, и, может быть, только при смерти (если во время побеспокоятся сами они или кто-то из их родных) окажутся сподоблены Святого Причастия. И в этом, дорогие братия, мы с вами погрешаем перед Богом своим равнодушием, нежеланием потрудиться и принять на себя попечение об исправлении своей жизни.
Здесь, на земле, лишение возможности приступить ко причастию святых Христовых таинств, Тела и Крови – наше первое осуждение. Но возникает такое чувство, что некоторые считают себя вполне успешными християнами и без причащения! Надо ли еще раз повторить, как глубоко заблуждаются таковые?
Если по каким-то недостаткам и греховным обстоятельствам нашего жития мы оказываемся лишены святого причастия, то это значит, что эти же самые грехи и недостатки явятся для нас препятствием и на нашем пути в царство Божие! И мы это должны твердо осознать, и приложить доброе старание к исправлению своей жизни!
Бывает и так, что перед кем-то стоит даже и не единственная проблема, мешающая ему приступить ко Святому Причастию, и человек поэтому остается в растерянности: вот, мне мешает то, то и то… Ну, так что же делать? Неужели сидеть, сложа руки, и дожидаться своего смертного часа, ничего не сделав для преодоления этих грехов? Нет, не так! Давайте начнем хотя бы с чего-нибудь малого, давайте решим для себя, какую из стоящих перед нами греховных проблем, препятствующих возможности причаститься, мы поставим на первое место в очереди наших трудов по исправлению своей жизни? Например, кто-то не соблюдает посты и курит табак – и при этом знает, что и то, и другое для него является преградой на пути ко Причастию… А дьявол нашептывает ему: «Если даже ты бросишь курить, так все равно ты постов не соблюдаешь, и потому не сможешь причаститься! А если ты заставишь себя соблюдать посты, то привычка к табаку не позволит тебе принять Святые Тайны!» И вот, уступая диавольским рассуждениям, человек в результате долгое время не пытается преодолеть ни то, ни другое из имеющихся препятствий. В конце концов, руки у человека опускаются, и он остается в таком состоянии на долгие годы своей жизни и ничего не делает для преодоления своей бедственной ситуации.
Но что же надлежит делать? А просто надо решить для себя: с чего, собственно, мы начнем? И, если обратиться к вышеприведенному примеру, то на первое место я посоветовал бы поставить соблюдение поста. Почему? Да потому, что пост увеличивает наши духовные силы, привлекает благодать Божию. Если человеку до этого никак не удавалось преодолеть свою пагубную привычку к курению, то, когда он начнет поститься, когда он с большим усердием начнет совершать свои ежедневные молитвы, то действием благодати Божией вскоре сможет преодолеть и пагубную привычку к табаку! Самое главное – «не ждать у моря погоды», а скорее начать борьбу со своими грехами! И Господь поможет одержать над ними победу.
Итак, дорогие братие, – кто из нас еще имеет препятствия ко Святому Причастию – давайте настроим себя на то, что этот досадный факт – вовсе не пожизненный наш приговор! Если уж мы называем себя христианами, то должны все свое старание приложить к тому, чтобы по-настоящему соответствовать этому высокому званию! И если за нами еще остаются какие-то неизжитые или не отмоленные грехи, препятствующие нам принимать Святое Причастие, то надо понимать и помнить, что эти же грехи воспрепятствуют нам и войти в Царство Божие! И, значит, мы должны приложить труды ко трудам, чтобы преодолеть и изжить все имеющиеся препятствия на этом пути. Давайте перестанем потворствовать своим слабостям и вплотную займемся исправлением своей жизни, приложим конкретное старание к тому, чтобы преодолеть хотя бы один свой грех. У нас есть возможность задуматься и решить, с чего мы начнем? Может быть, с регулярного посещения храма Божъего, которое есть, по сути, начало всякого христианского благочестия. Или с усердной домашней молитвы. Или с соблюдения постных дней по средам и пятницам. Или с чего-то еще… Любое наше усердие, любое усилие по преодолению своих грехов, если оно опирается на помощь Божию, непременно найдет добрый результат, обязательно принесет свои плоды.
А если мы по исповеди и всем обстоятельствам своей жизни оказались достойны и сподобились принять Святые Дары, то, тем более, мы должны перед собою и перед Богом достойно держать это высокое звание! Это значит, что и в будущем мы должны лучшим образом готовить себя ко Причастию, и стараться чаще приступать ко Святому Причастию. Тех из вас, кто имеет возможность и право принимать Святые Тайны, искренне призываю, не удовлетворяясь одним разом в год, а стараясь и каждый пост подготовиться и приступить ко Святому Причастию, а то и по нескольку раз в пост.
Однако не только в те дни, когда мы готовимся ко Причастию, (говеем), но и во все другие дни нашей жизни надо стараться, чтобы наша совесть была чиста пред Богом, и чтобы наши дела, наши поступки не расходились с волей Божией, о чем и предупреждает нас Христос: «Если соль потеряет силу…».
А тех, кто сегодня еще остается в стороне от участия в этом главнейшем церковном таинстве, я призываю с большей решительностью, с искренним усердием ополчиться на свои грехи и начать с ними непримиримую борьбу! Борьбу за свое спасение, за то, чтобы никакие препятствия, никакие происки лукавого, никакие наши слабости не могли воспрепятствовать нам соединиться с Господом здесь на земле в принятии Тела и Крови Христовых, а там – в Царствии Небесном.
протоиерей Евгений Чунин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


6 × = двадцать четыре