О мытаре и фарисее

Автор: о. Евгений Чунин. Ваш комментарий

Мытарь и Фарисей – два человека, которые, как повествует евангелие, зашли в храм помолиться Богу – так же, как и мы с вами это делаем. Но молились они по-разному, и приняты Богом были тоже по-разному.
Первый из них – это Фарисей, он встал посреди храма и обращался к Господу с такими словами: «Господи, благодарю тебя за то, что ты сотворил меня не таким, как все прочие человеки!». И стал перечислять «подвиги» своей жизни – пункты своей «праведности», как он сам считал. И в общем-то это и так, но в своей молитве он, вроде бы и благодаря Бога за то, что он делал и исполнял, тем не менее он себя превозносил выше других людей и даже конкретно указал на Мытаря, который в тот же самый час пришел в церковь помолиться, сказав: «Господи, благодарю тебя за то, что ты сотворил меня не таким, как этот Мытарь». То есть, он тем самым как бы осудил неизвестного ему человека только за то, что понимал, что Мытарь – это сборщик податей. И уже за это одно считал его более грешным, чем себя.
А Мытарь молился поистине смиренной и кроткой молитвой и, как говорит евангелие, издалече стоя обращался к Богу с такими словами: «Боже, милостив буди мне, грешному!». Он не помышлял и не вспоминал в минуту своей молитвы о какой-то своей праведности, не поминал своих добрых дел. А ведь наверно у него также были какие-то добрые дела. Но не может так быть, чтобы человек на белом свете ни одного доброго дела не сделал. Но он не вспоминал об этом. Он видел перед собою множество своих грехов и просил у Бога только одного: милости его прегрешениям. Он не сравнивал себя с другими людьми, тем более он никого не осуждал – он смиренно просил прощения за свои прегрешения.
И Господь говорит, что этот Мытарь, который считался в ветхом завете, как бы уже точно известно, грешным; что тем не менее этот мытарь после такой своей молитвы вышел из церкви более оправданным, нежели фарисей, что самый показной праведник, который точно знал наперечет все свои подвиги и который кичливо благодарил Бога, как бы высокомерно поставляя себя выше других людей и именно таким образом оценивая себя и свою жизнь.
И этот пример, дорогие братие, дается нам именно для того, что б мы с вами постарались задуматься о своей жизни, о своих грехах не так, как этот фарисей, который больше перечислял свои достижения, чем думал о своих грехах и о своем несовершенстве. А ведь, наверняка, и у него были какие-то грехи. И уж один из них здесь прямо таки сквозит сквозь евангельские строки: уж наверное он имел грех гордыни и весьма любил величаться перед прочими людьми за свои мнимые или действительные достижения.
Но Богу это не угодно. Богу угодна смиренная и искренняя молитва. Молитва, главный смысл которой – это просьба к Господу о прощении грехов.
И этот пример, еще раз говорю, очень и очень нам с вами нужен, дабы та молитва Мытаря, та, угодная Богу молитва, которую мы каждый раз совершаем дома и в храме, вот когда мы совершаем, так называемые «три поклона» – это и есть та самая молитва мытаря. Боже милостив буди мне грешному. И вот, тем не менее, хотя никто из нас, по сути, не может считать себя безгрешным, ни у кого нет возможности думать, что он не имеет чего-то такого, в чем надо было бы каятся перед Богом. И, тем не менее, вот как бывает, люди не хотят думать о грехах. Но больше думают о чем-то ином. А иногда даже, наоборот, считают себя, подобно этому евангельскому фарисею, считают себя по чему-либо выше других, более достойными пред Богом, чем все другие. И иногда при этом слышишь такие рассуждения, что просто приходится удивляться. Неужели из-за каких-то суетных вещей человек думает, что он уже приближается к праведности.
А о чем иногда приходится слышать? Может быть что-то подобное слышали и вы.
Один, на вопрос, что именно соблюдает он, и как проходит его духовная жизнь, отвечает: «О, все мои деды-прадеды были в церкви, пели, читали!» И все это с таким видом, что уж чего-чего, а у него ответ готов. И при этом он считает, что если его деды и прадеды были людьми по истине прилежными к Богу и всегда бывали в храме в дни богослужений, то ему-то какая от этого заслуга?! Разве бы не больше ему надо как раз сравнить себя с своими же дедами и прадедами, которых он помнит и чтит? И признаться перед своей совестью и перед Богом, что его-то жизнь весьма и весьма далека от того, как жили его деды и прадеды. И ему не с гордостью вспоминать о них следовало бы, но, наоборот, со стыдом просить прощения. За то, что он – их потомок, настолько оставил их обычаи, которым свято следовали его предки. Это так кажется было бы нужно, но человек использует память о своих предках совсем в другом ключе, именно для того, чтобы самому «примазаться» к их подвигам. И вроде бы это удается. Ему кажется, что он уже вместе с ними сияет благочестием. Такой человек подобен фарисею, который свою мнимую праведность выдвигает как заслугу пред Богом. Не удивительно, что такое настроение не приближает человека к Богу, но не дает ему возможности увидеть свои грехи. В итоге, прожив жизнь таким тщеславным течением, человек может окончательно погубить свою душу, если не осознает свои грехи.
Другой, допустим, на подобный вопрос ответит: «Да я с таким-то (называет священника) был дружен, ходил к нему и он ко мне ходил». Или дом ремонтировал, строил, или он жил на моей улице, или его дом был напротив. И, опять же, говоря это, человек думает, что от того, что он был знаком с священником, от того, что он с ним встречался, будто бы ему какая-то льгота должна быть, поэтому за его жизнь, за его дела спроса уже никакого не будет.
А почему так? Почему мы разные пустые поводы находим, только лишь чтобы себя оправдать? Ведь каждый-то перед Богом будет отвечать за СВОИ грехи, за свою жизнь. Если мы живем рядом с человеком, чья жизнь угодна Богу – совсем не обязательно, что наша жизнь так же угодна Богу.
Иногда бывает и так, что кто-то из старообрядцев, толком, может, не зная, в чем сущность нашей древлеправославной веры, да и не желая особо разбираться, тем не менее, кичится своей верой и заранее поставляет себя выше своих близких каких-то, знакомых. И одним только отношением себя к старообрядческому храму возносят себя выше других, а при этом сами-то в храм не ходят, молиться не молятся, ничего не соблюдают. Им вполне хватает помнить о том, что они старообрядцы. И, опять же, хочу сказать, что это совершенно пустые основания. Ведь Господь будет судить каждого из нас по нашим делам. А то, что мы – старообрядцы само по себе не является нашим «пропуском». Это открывает нам Путь. Прямой и спасительный. Путь к Царству Божию. Но если мы не прилагаем никаких усилий, то что толку называться христианином, а дела поганые творить?! Это изречение Иоанна Златоустаго.
Примеров подобных на самом деле много.
Я хочу вас призвать к тому, чтобы ваша вера, ваше духовное самосознание были свободны от той кичливости, от той гордыни, с которой пришел в храм фарисей. Ибо очевидно, что даже те его добрые дела, которые он совершал, они уже не оказались Богу угодны, в силу его кичливости. Давайте постараемся, на сколько возможно, делать подобающие христианам дела. Давайте будем усердны в молитве. Давайте стараться проявлять милосердие друг к другу и во всяком добром деле не избегали возможности сделать что-то доброе и полезное. С другой стороны, если мы каждый день будем делать добрые дела, даже и тогда давайте не будем ставить это себе в заслугу, не перечислять свои дела, как этот фарисей. Пусть это видит Господь. Пусть это известно будет Ангелу-Хранителю нашему. Но, вставая на молитву и в храме и дома, давайте будем молиться словами мытаря: «Боже Милостив Буди мне грешному».
Есть одна христианская метафора – пример. Я еще в детстве услышал это, долго размышляли думаю, что есть здесь некий житейский смысл. Каково духовное значение человека? Каждого из нас? Так вот оно есть дробь. В числителе то, что человек из себя представляет по делам, поступкам, а в знаменателе то, что он мнит о себе. Поделите одно на другое.
Если вы прилагаете искреннее усердие, но тем не менее сами строго учитываете это все в своем сознании и не упускаете ни одного своего доброго дела и даже доброго помышления, чтобы не оставить без того, чтобы учесть, то и тогда ваше духовное значение – всего лишь единица. Вы делаете и точно так же себе это оцениваете.
Но наоборот, если вы будете делать стараться больше, но не помышлять об этом, как о чем-то реально ценном. Стараться забывать как можно быстрее совершенные вами добрые дела, чтобы не ставить их себе в заслугу, то тогда духовное ваше значение, духовный потенциал будет расти и расти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× 7 = пятдесят шесть