О молитве домашней

Автор: о. Евгений Чунин. Ваш комментарий

Позвольте сегодня рассказать вам о том, сколь важна домашняя молитва. Вообще-то, о том, что молиться необходимо не только в церкви по праздникам, но и дома каждый день – это мы знаем: об этом нам говорят с самого детства, со дня нашего Святого Крещения. Об этом же, как правило, напоминает нам и духовный отец, когда мы в очередной раз придем на исповедь. Но многолетний опыт показывает: несмотря на очевидную ясность вопроса, несмотря на многократные напоминания – многие, очень многие христиане пребывают нынче в тяжком молитвенном упадке…
Причем никто не считает молитву ненужной, но почти каждый свою леность к домашней молитве оправдывает некими посторонними обстоятельствами: кто-то – отсутствием времени, кто-то – усталостью, кто-то – забывчивостью. Так неужели же здесь столько препятствий? Неужели, действительно, так трудно молиться дома?
Да, какие-то препятствия, возможно, и есть, но наша первая беда заключается в том, что мы не понимаем, в чем они заключаются. А разобраться в этом необходимо!
А сколько, вообще, времени полагается молиться? Есть ли здесь единый «стандарт»? Надо сказать, что определенного единого для всех объема ежедневного молитвенного правила не было даже в монастырях: каждый инок исполнял то, что ему было поручено его евангельским отцом. Еще меньше единообразия было и есть в отношении молитвенного правила мирян: кто-то молится больше, кто-то меньше, кто-то – совсем немного. Но – даже если и совсем немного, однако все равно – каждый день! Совсем же не молиться – такого не допускают никакие, даже самые мягкие церковные правила и обычаи. Не допускают, потому что прекращение молитвы неумолимо вызывает прогрессирующее духовное умирание человека, тот фатальный процесс, конец которого – в геенне огненной.
Однако, чтобы не смущать наших читателей перспективой многочасовых молитвенных упражнений, давайте оговоримся: в дальнейших рассуждениях наша речь пойдет о минимальном молитвенном правиле – о том, что в церковном обиходе называется «Малый начал» – небольшое молитвенное последование, имеющее предначинательное значение. Оно включает молитву мытаря, молитву Богородице «Достойно есть…», славословие Троице, и отпустную молитву. Вместе со всеми поклонами потребует времени около одной минуты, вместе с возжиганием лампады, доставанием лестовки и подручника – не более трёх (пяти) минут, чтобы все неспеша совершить. Согласитесь, это уже не страшно? И не утомительно? Но почему же тогда мы и этого не совершаем?
Быть может, мы настолько загружены, что у нас, действительно, совсем не остается времени на молитву? Ну уж полно! Неужели кто-то из нас всерьёз станет утверждать, что, имея в сутках двадцать четыре часа, в каждом из них по шестьдесят минут, не найдёт два раза в день по три минуты – утром и вечером – для того, чтобы совершить минимальную домашнюю молитву? Поэтому, если кто-то на самом деле считает, что у него «нет времени на молитву» – такой человек явно обманывает себя, и лжёт перед Богом. И наоборот: стоит только ЗАХОТЕТЬ найти время для молитвы – и оно без труда найдется, при всей нашей занятости.
Другие ссылаются на свою забывчивость… Утверждают, что хотят и любят молиться, но вот только снова и снова забывают об этом, и так – каждый день… Может быть такое? Нет, этому объяснению верить тоже нельзя – оно лукаво. Разве так уж трудно этакую забывчивость преодолеть? Например, попросить кого-то из домашних напоминать нам про молитву, или установить напоминание в мобильном телефоне, или написать самому себе табличку “Не забудь помолиться!” и поместить ее в таком месте, чтобы она была на виду. Хитрость не великая. И проблема забывчивости легко разрешится, если только ЗАХОТЕТЬ ее разрешить.
Бывает, что мы не можем организовать свой режим так, чтобы у нас находилось время для молитвы. Но и это не оправдывает нас, ибо наш режим все-таки в наших руках. И если мы находим время для того, чтобы отдохнуть, почитать что-нибудь интересное, пообщаться по телефону с приятелями, посмотреть телевизор, то как мы можем после этого утверждать, что нам не хватает времени для молитвы?
Мы вроде бы и понимаем, что молитва необходима, но… не можем заставить себя молиться. Почему? Причина наших молитвенных затруднений вовсе не в занятости, и не в забывчивости, и ни в каких-то иных помехах. Причина в другом, в том, что дьявол день за днем с изобретательностью и коварством отводит нас от молитвы, а мы, как слепые котята, не осознаём, что все наши привычные отговорки, изощренно навязываемые нам сатаною, являются банальным самообманом.
Наша главная беда в том, что мы не ощущаем, как диавол обманывает нас. Не умеем распознавать его коварных козней… Более того: мы уже во многом поддались им, потеряли христианское трезвомыслие, и именно потому нам нелегко бывает понять, что с нами происходит на самом деле, и куда толкает нас лукавый. Именно против нашей молитвы и лютует более всего сатана!
Как же выбраться из этого горестного состояния? В первую очередь – надо начать молиться. Именно молитва помогает нам избавиться от диавольского наваждения, помогает разобраться в жизни, придает силы. Молитва – наше первейшее духовное оружие. А диавол лукаво уговаривает нас спрятать его подальше или вовсе выбросить на свалку – потому, что «время сейчас мирное, спокойное, воевать не с кем, и зачем зазря таскать с собой такие тяжести? Вон, посмотри вокруг, все нормальные люди свое оружие уже побросали… И ты бросай поскорее!». Душа наша охладевает, молитвы забываются, а прийти в храм – просто невозможно решиться.
Но давайте, по крайней мере, перестанем себя обманывать, прекратим поиск очередных лукавых оправданий. Причина наших молитвенных затруднений одна – наше духовное охлаждение, наше маловерие, наше отступление от Церкви и от Бога, и надо в этом откровенно признаться самим себе.
Теперь же, когда мы осознали причину своего духовного бедствия – мы должны приложить все силы к исправлению ситуации. И не будем сомневаться в успехе: при Божией помощи наше старание не будет напрасным. Такие примеры есть, Слава Богу.
Если же мы не найдем усердия для таковой работы над собой, не захотим исправить свою духовную жизнь, то чего же тогда мы стоим, как христиане?
(В нашей церковной лавке имеется брошюра «Учебный молитвослов», в которой приведены самые основные первоначальные молитвы с необходимыми комментариями).

протоиерей Евгений Чунин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


семь + = 15