О христианском трезвомыслии

Автор: о. Евгений Чунин. Ваш комментарий

Под выражением «христианское трезвомыслие» (или иначе «трезвение») понимается правильное, мудрое, трезвомысленное размышление о нашем земном житии, о стоящих перед нами вопросах и задачах.
Но в чем же особенный смысл этого самого трезвения-трезвомыслия, что об этом надо специально говорить? Или разве и каждый из нас не размышляем о своей жизни? Конечно, размышляет о жизни каждый, и каждый старается, в меру своего разума и способностей, размышлять о жизни серьезно. Так в чем же тут проблема? Чтобы понять особенный смысл этого выражения, попробуем провести некоторую аналогию. Итак, что же такое христианское трезвомыслие, и какое встречается иное размышление о жизни, которое мы могли бы назвать «нетрезвомысленным»?
Представьте себе некоего человека, находящегося, как бы мы назвали, в состоянии алкогольного опьянения средней тяжести. Он, вроде бы, все видит и все понимает, но понимает уже как-то не так, как раньше. Что-то важное он теперь может и не заметить, и, наоборот, то, что сейчас ему кажется значимым, в другое время вовсе бы не привлекло его внимания. Он способен рассуждать о происходящем и отвечать на вопросы, но в том то и беда, что эти его «пьяные» рассуждения и оценки уже совсем не таковы, какими они были в трезвом состоянии. Он по-другому смотрит на жизнь, на людей, по-другому оценивает все происходящее вокруг, и под воздействием винных паров у человека формируется превратная картина окружающей его действительности.
Позвольте привести еще один пример на эту же грустную тему. Представьте себе, что где-то встретились трое любителей выпить, и собрались заняться любимым делом. Может, даже они и не были знакомы друг с другом, но вот – выпили по стопке, по второй, по третьей – такими друзьями стали: ну, прямо, не разлей-вода! Встречали такое? И пока водка не кончилась, эти друзья готовы уже и всякие любезности говорить друг другу, и чуть ли не в любви признаваться… Но как только кто-то из этих дорогих и близких пьяному сердцу друзей-собутыльников нечаянно скажет что то не так – вдруг вся эта идиллия, вся несказанная любовь в одно мгновение превращается в ненависть, причем в ненависть саму ужасную, не знающую границ… Почему же так происходит? Почему статистика говорит, что наибольшее число тяжких преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения? Да потому, что там, где нет трезвомыслия, хозяином человеческих дум и желаний становится сатана! Я говорю об этом только для того, чтобы мы представили себе, как воздействует нетрезвость на человеческий ум.
Но нетрезвость может прийти к человеку не только через пьянство. Иногда некое опьяняющее чувство может коснуться, посетить нас даже и вовсе без вина. Иногда говорят, кто-то «опьянел от любви» – слышали? Да, такое, хоть и не с каждым, но бывает – если человека, действительно, коснулось очень сильное чувство, и он поддался его действию, то все остальное для него как-то блекнет, теряет свой смысл и значимость. Такой «опьяневший от любви» человек уже не вполне адекватен, вы согласны? Но что делать тому, если с кем-то подобное случилось? Проявлять осторожность, и стараться взять «поправку» на свою временную необъективность. Это – если он может заметить за собой подобные перемены. А чаще всего – помогают близкие: они, делая снисхождение к такому человеку, стараются оградить его от сложных вопросов, от принятия важных решений – поскольку в таком состоянии человек вряд ли сможет сделать осмысленный, трезвый выбор и принять верное решение. Тем более, что опьянение любовью – это, как правило, состояние временное, и может быть не такое плохое.
Но бывают примеры и худшие. Бывает, что опьянение может прийти не от любви, а, наоборот, от ненависти или мести, или от непомерной жажды денег и богатства. Вообще, от каких-то неоправданных или даже откровенно вредных желаний. И тогда человек тоже теряет своё благоразумие и готов напролом идти к исполнению этого своего заветного желания, ничего больше не понимая и не осознавая… Такой человек, бывает, готов жертвовать – чем угодно и кем угодно, и даже свою голову, свою душу готов отдать дьяволу – лишь бы только добиться исполнения своего вожделенного желания. Не случайно, поэтому, одному из святых отцов принадлежит такое изречение: «Бойтесь желаний ваших, ибо они… выполняются!» Это вовсе не каламбур какой-то – нет, не подумайте! Это очень мудрое изречение! Правда, когда я сам впервые его услышал, то не сразу понял его смысл. Давайте поразмыслим над этими словами. Вдумайтесь – ведь мы всю свою жизнь проводим – следуя каким-то желаниям; мы ставим себе цели, и иногда даже достигаем их – разве этого неправильно? А тут вдруг – «бойся»! И почему, именно, «бойся»?
А вот, братие, почему. Конечно, мы для того и желаем чего-либо, и ставим себе какие-то задачи, чтобы они выполнялось – а как же иначе? Но смысл данного изречения именно в том, чтобы бояться неверных задач, греховных желаний и неправильных целей. Если мы не осознали вовремя пагубность какого-то своего пожелания, если поставили перед собой ошибочную задачу, то наши самые героические усилия по достижению поставленных целей и задач неминуемо обернутся против нас самих, и вот этого-то как раз и надо бояться! Если мы пожелали чего-то неполезного, греховного, то и наше усердие будет направлено на совершение греховных дел – а это противоположно той задаче СПАСЕНИЯ, которую мы должны прежде всего иметь перед собою и никогда не забывать! И потому-то мы с вами должны трезво и внимательно размышлять о течении нашей жизни, о том, чего мы хотим, к чему мы стремимся, чего желаем. И для этого необходимо обязательно напоминать себе о своем самом главном желании, которое, по определению, лелеет в себе каждый христианин. Это желание – наследовать спасение и жизнь вечную. И вот, в сравнении с этим – самым главным – нашим желанием и целью мы должны стараться соразмерять и сопоставлять все те другие свои желания, которые возникают у нас каждый день. Вот захотелось нам чего-то того или другого – давайте сразу же вспомним и задумаемся – а как это новое хотение сочетается с нашим самым главным желанием, с нашей главной целью – наследовать Спасение? Оно не помешает осуществлению этой цели? Ну, а если повредит – тогда лучше найти в себе мужество сразу решительно отказаться от этого желания, распознав в нем греховный соблазн и происки сатаны.
И теперь нам становится понятно, почему христианское трезвомыслие – такое особенное трезвое отношение к окружающему миру и к нашей жизни, вовсе не такая уж естественная вещь, какой кажется на первый взгляд. Но мы, однако, должны всемерно стараться хранить трезвомыслие, обучать и тренировать себя этому важнейшему умению и искусству.
Что для этого надо? Нужно учиться воспринимать и самих себя, и окружающий мир, наших близких и всех, вообще, людей через призму христианского понимания. Если это чувство нам удается четко хранить и никогда не терять, то как раз это в христианском лексиконе и называется «хранить трезвомыслие».
Однако диавол, враг Божий и противник нашего спасения, всячески старается нарушить наше трезвомыслие. Он тщится внушить нам какие-то ложные представления, увлечения, понятия, симпатии, антипатии – вообще, все, что угодно, что только может нарушить осознание нами своих христианских обязанностей и помешать хранить трезвомыслие.
И именно поэтому святые отцы призывают нас быть очень внимательными к себе, к своей жизни, к тому, что занимает нашу душу. Чтобы не получилось так, что в нашей душе незаметно для нас самих поселятся некие нетрезвые взгляды или оценки, которые будут мешать нам успешно проводить нашу христианскую жизнь. Вот потому-то забота о хранении трезвомыслия всегда и во все времена являлась очень важной задачей верующего человека. Эта забота упоминается и в текстах некоторых молитв, совершаемых нами чуть ли не каждый день. Для примера приведу одну из молитв Василия Великого, называемую по первым ее словам «Иже на всяко время…». В этой глубокомысленной молитве, в частности, говорится: «…Сам, Господи, приими молитвы наша в час сей и в благости исправи живот наш к заповедем Твоим. Душа наша освяти и телеса очисти, помышления исправи и мысли очисти, разум уцеломудри и истрезви. И избави нас от всяких зол и болезней и душевных страстей…» Как видно, в этой молитве испрашивается помощь Божия в хранении того самого трезвомыслия, о котором мы сегодня с вами и говорим. Это желание, стремление, выраженное в данной молитве, является чрезвычайно важным – и потому вовсе не случайно эта молитва прочитывается целых 6 раз в течение суточного богослужебного круга.
Давайте еще раз обратим наше внимание на то, какие важные слова и мысли заключены в этой молитве. Мы просим Господа, чтобы он уцеломудрил и истрезвил наш разум. Чтобы никакие превратные представления, понятия, а тем более привязанности не заслонили от нас трезвое и четкое видение и осознание того, что происходит с нами и со всем окружающим миром.
Еще один пример подобной заботы – в молитве монаха Антиоха («Антиоха Мниха»), каждый раз прочитываемая на павечернице: « (Господи!) Всяко земное и вещное мудрование успи и даруй нам, Боже, бодр ум и целомудр помысл, сердце трезвящееся, сон легок…» – потому, что она читается перед сном – «…восстави же нас во время молитвы утвержены в заповедех твоих…». Здесь, как видим, заключены те же мысли, те же прошения, и это тоже вполне понятно. И это еще не все примеры.
Очень важно научиться нам самим желать того, чтобы наш разум, чтобы наше сознание и помышление были чистыми и трезвенными – не только от алкогольного пьянства, но и от опьянения различными увлечениями, всякими ложными идеями, суетными попечениями и прочими фальшивыми целями, которые в великом множестве сеет вокруг нас сатана.
Если диавол смог посеять в чьей-то душе какие-то превратные желания, какие-то неоправданные пристрастия или даже неверные представления, то значит, диявол уже одержал над этим человеком первую победу. Значит, теперь уже мысли и действия этого человека будут отличаться от того, как бы надо было поступать настоящему христианину. И вовсе не потому, что этот человек хочет поступать против воли Божией и против своей совести, а потому, что его не вполне трезвый рассудок рисует перед ним некие ложные образы и потому не сможет верно подсказать ему – как надо правильно мыслить и как правильно поступать…
100 лет назад, рассуждая о великопостной молитве преподобного Ефрема Сирина, в которой есть такие слова «Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй ми, рабу твоему…», об этом же говорил и епископ Михаил Канадский. Объясняя значение слова «целомудрие», он писал: «целомудрие в святоотеческом понимании – это не только то целомудрие в нашем нынешнем смысле, не только чистота тела, хранимого от осквернения блудным грехом, – целомудрие есть здоровье духа в широком смысле. Охранение души, её целостности от ржавчины греха особым блюдением, особой осторожностью совести. Замечали вы, как бережет ребенок новое платье в первый день, когда его наденет? Весь он, по-детски, наивно настороже. Каждое пятнышко причиняет ему боль, кажется ему несчастьем. Точно так же должна относиться душа христианская ко греху. Чуткая душа должна болезненно отзываться на всякое пятно. Сжиматься при прикосновении греха, как веко глаза, которое обязательно закроется, если поднести к глазу огонь. Вот эта бдительность души, сильно развитое в ней сопротивление греху и есть целомудрие». Эти же слова можно отнести и к нашему пониманию христианского трезвения или трезвомыслия.
Вот видите, дорогие братья, как св. отцы поучают нас со всяким вниманием и придирчивостью оглядывать себя и свою жизнь. Этому важному умению надо учиться, и, видимо, не сразу и не за один прием удастся достигнуть каждому из нас. Но для того нам, собственно, и дана жизнь! Поэтому, дорогие братья, давайте со усердием тренировать себя в этом важном навыке, давайте назидать себя, чтобы никакое бесовское наваждение, никакое опьянение, пусть даже и временное, не лишило нас трезвого взгляда на самих себя и на свою жизнь, и чтобы мы не потеряли свое Спасение, терпеливо и старательно идти к которому призывает нас Сам Господь!
протоиерей Евгений Чунин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


восемь + 7 =