Молодежная образовательная смена
.В понедельник, 18 июля, после совершения молебна преп. Сергию Радонежскому, чей день памяти совпал с открытием смены, в Ржевской обители стартовала очередная образовательная смена. По завершении молебна все участники – лекторы и слушатели – собрались в уютной трапезной «Ржевской обители», и после краткого вступительного слова о. Евгения Чунина приступили к исполнению намеченной программы.
Программа первого дня смены была посвящена региональной истории староверия. В нынешнем году внимание было уделено району Стародубья и Ветки (Юг Брянской области РФ и граничащая с нею территория Гомельской области, респ. Беларусь).
Первой взяла слово доцент Брянского Госуниверситета, давний исследователь старообрядчества, к.и.н. М.В. Кочергина. Она сделала интереснейший доклад о том, как старообрядцы впервые оказались в этом регионе, как протекала их жизнь, какие проблемы у них возникали и как они их решали. Эта местность уникальна тем, что на ней пересекаются границы 3-х государств – России, Украины, Беларуси; благодаря тому, что это была окраинная и частью даже заграничная территория Российской Империи, удаленная от столиц, старообрядцы здесь почти не подвергались гонениям, всегда имели священников, строили большие монастыри и скиты. В этих благоприятных условиях здесь в 18 и 19 веках выросли важные центры старообрядчества – Ветка и Стародубье. Здесь процветало иконописное мастерство, переписывались книги, поддерживался высокий уровень певческой культуры.
Следующим докладчиком выступил Р.И. Перекрестов (г. Москва) – он продолжил повествование об истории посадов и поселений Стародубья – и, в частности, такого известного посада, как Клинцы (ныне – город, райцентр Брянской области). Ромуальд Игоревич поведал несколько интересных историй, связанных с жизнью старообрядцев в этих местах, и презентовал Покровской общине пять томов своих авторских краеведческих изданий: «Клинцовский летописец», «Ксенос» (в 2-х томах) и «Посад Ардонь…» (в 2-х томах).
Московский краевед О.Г. Каменецкий рассказал о драматичной и вместе с тем знаменательной истории старообрядческого села Святск (Новозыбковский район Брянской области), которое дало России целый ряд знаменитых имен. Это село выстояло в 18 и 19-м веках в борьбе с миссионерами, но «пало» от ударов цивилизации уже в нашем веке – после чернобыльской аварии…
Очень интересное сообщение сделал Московский историк, сотрудник Государственного Исторического музея, к.и.н. Р.А. Майоров. Он поведал о драматичных поисках старообрядцами-Ветковцами своего архиерея. Так как епископ Павел Коломенский был предан смерти вскоре после начала Никоном его реформ, а вслед за еп. Павлом сложили головы или были высланы и все, кто открыто выступили против нововведений Никона, то старообрядцы долгое время вынуждены были оставаться без епископа, и предпринимали попытки для его приобретения. Одним из архиереев, который согласился перейти в старообрядчество, был епископ Епифаний. Но, как позже выяснилось, он не был крещен трехпогружательно, как этого требуют правила и предание Церкви. Поэтому он не смог восстановить епископский сан в старообрядческой церкви – эта долгожданная радость пришла позже.
В своем втором сообщении М.В. Кочергина поведала о возрождении старообрядческих общин Брянщины после В.О.В., о том, как совершались хлопоты по открытию закрытых ранее храмов, как возрождалась церковная жизнь в этом регионе, и о нынешнем состоянии старообрядческих общин на Брянщине. Сегодня старообрядческие общины есть в гг. Клинцы, Новозыбков, планируется строительство храма в Злынке; на территории Белоруссии – это Гомель.
В завершение картины жизни Стародубья и Ветки Р.И. Перекрестов рассказал о Клинцовской иконописной школе, её особенностях, именитых иконописцах, путях и проблемах исследования художественных традиций этой школы.
Завершился день лекцией профессора НИУ «Высшая школа экономики» к.и.н. А.В. Муравьева, посвященной богословской проблеме сотериологии – учения Церкви о спасении. Очень интересная и живая лекция, прочитанная Муравьевым, помогла многим слушателям приблизиться к пониманию ключевого аспекта всего христианского мировоззрения. Эта актуальная тема в доходчивом изложении профессора Муравьева вызвала немало вопросов и породила живую дискуссию, продолжившуюся уже и после окончания лекции.
Наутро В.В. Волков продолжил тему понедельника; он рассказал о работе архивно-библиотечного отдела Митрополии РПСЦ, истории, задачах отдела и том потенциале исследователей истории Церкви, который содержит в себе архив Митрополии. Также он представил гостям новоизданную книгу «Поморские ответы» в переводе на русский язык; теперь читатели, не владеющие церковнославянским языком, могут прочитать известнейшую апологию староверия.
Основная программа второго дня Образовательной смены была посвящена анализу различий «старой» и «новой» веры. Из доклада редактора Информационно-издательского отдела Московской Митрополии, члена Союза журналистов РФ Г.С. Чистякова (г. Москва) слушатели узнали о многочисленных примерах антистарообрядческих фальсификаций, предпринятых, как можно судить, по поручению первых лиц Российской Империи и получивших официальное благословение Правительствующего Синода. Удивительным фактом является то, что даже спустя два с лишним столетия эти жалкие подлоги, будучи полностью разоблачены наукой, не встретили официального опровержения и до сих пор не отменены их создателями – иерархией русской «православной» церкви…
Несколько отдельных сообщений было посвящено различным направлениям реформирования православной традиции. Протоиерей Евгений Чунин рассказал о современной искаженной практике совершения крещения в РПЦ МП, сопроводив свой рассказ наглядными фотоиллюстрациями, предоставленными Олегом Хохловым.
В следующем сообщении Г.С. Чистяков рассказал о многочисленных случаях деканонизации древних святых, предпринятых никонианами в конце XVII – начале XVIII века, в силу того же антистарообрядческого «политического заказа»… Оказывается, кощунственной процедуре «деканонизации» подверглись не только известная святая, благоверная княгиня Анна Кашинская (XIII – XIV век), развенчанная, как известно, за то, что её нетленные мощи почти триста лет почивали с двоеперстным сложением. В те же времена были вычеркнуты из святцев и трое Виленских мучеников, пострадавших в середине XIV в. за соблюдение православного обычая ношения бороды и соблюдения постов. Другие святые были понижены в ранге церковной службы, что было сделано отчасти в виду того, что они своим житием или учением прямо или косвенно свидетельствовали о правоте древлего православия.
Разговор о различиях коснулся вопросов перстосложения и, в частности, изобретенного реформаторами именословного сложения – еще одного никонианского подлога, приписываемого ими чуть ли не апостольской традиции… Были упомянуты гонения никониан на древнюю каноническую иконопись и трехсоставный осьмиконечный Христов Крест. Про преступный характер предпринятой никонианами книжной реформы достаточно убедительно высказался в своих книгах независимый исследователь Б.П. Кутузов – поэтому здесь об этом не стали говорить еще раз. День завершил круглый стол, в котором приняли участие священники, ученые и молодежь.
В среду участникам Образовательной смены была предложена паломническая поездка в монастырь «Нилова Пустынь», расположенный на острове «Столобный» на озере Селигер (Осташковский район Тверской области). После двух часов дороги паломники были встречены благочинным монастыря иеромонахом Антонием (Ходыкиным) и благочинным приходов Торжокского благочиния протоиереем Николаем Алексеевым. В сопровождении о. Антония гости прошли в главный храм обители – Богоявленский Собор, где с 1995 г. снова почивают мощи прп. Нила, Столобенского чудотворца (1555†). Расположившись под высокими сводами главного нефа собора и воспевая величание преподобному Нилу, паломники попарно подходили к раке и неспешно прикладывались к его нетленным мощам. После этого желающим было предложено подняться на смотровую площадку колокольни Богоявленского собора, откуда открывается вдохновляющий вид на монастырскую архитектуру и окружающую природу Селигера. Затем гостей пригласили к участию в братской трапезе, где им была предоставлена возможность совершить уставную молитву и трапезовать за отдельным – для паломников – столом. Во время трапезы уставленный инок через микрофон читал святоотеческие поучения. Все монастырские кушания были приготовлены с особенной изысканностью и в строгом соответствии с уставом о трапезе того дня…
После трапезы паломники поднялись на второй этаж в помещения монастырского музея, где о. Валерий (Дубовик), хранитель музея, пригласил гостей на экскурсию, в процессе которой рассказал об истории монастыря и многочисленных реликвиях, хранящих память о давних временах и недавних событиях в его биографии.
После посещения музея паломники в сопровождении о. Николая обошли монастырский остров с небольшой пешей экскурсией, осмотрели место первой кельи преподобного Нила, современные постройки и храмы, сад, рыбоводческое хозяйство, и на этом попрощались с монастырем.
На обратном пути из Ниловой пустыни паломники сделали небольшой крюк и заехали в с. Оковцы (Селижаровский район), где посетили место явления чудотворной Оковецкой иконы, а затем проехали к Святому ключу, где некоторые из паломников искупались в его обжигающе-ледяных струях…
В четверг, 21 июля, прилучался праздник явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В этот день участники смены побывали в Покровском храме за Божественной литургией, а затем возвратились в Ржевскую обитель для продолжения занятий. Темой четвертого дня смены являлось религиоведение. Перед слушателями выступил преподаватель Государственного академического университета гуманитарных наук (г. Москва), главный редактор журнала «Наука и религия» С.Г. Антоненко. Он прочитал две лекции: «История Великой церковной схизмы», и «Современный католицизм – его богословские, социальные, политические особенности».
Заключительный, пятый день был посвящен современному состоянию проповеди и просветительской деятельности Церкви. С обзорным сообщением «Христианская проповедь – история и традиции» перед слушателями выступил протоиерей Евгений Чунин. Священник Михаил Родин (к.филол.н., доцент НИЯУ «МИФИ», г. Балаково), руководитель Просветительского отдела РПСЦ сделал познавательное сообщение по теме: «Методы проповеди в иных конфессиях». Чтец Василий Гладышев (г. Ржев) зачитал свой доклад «Опыт анализа и противодействия антистарообрядческой пропаганде в СМИ». Затем о. Михаил рассказал о влиянии различных факторов на результативность проповеди. После этого все участники собрались за круглым столом и обменялись своими рассуждениями на тему «Задачи и пути развития проповеди в современном мире». На этом программа Второй Образовательной смены Ржевской Обители была исчерпана.
За ужином гости обменивались впечатлениями о только что завершившейся образовательной пятидневке, высказывали пожелания по дальнейшему развитию этого начинания, обменивались друг с другом своими впечатлениями от услышанного в эти дни и личными адресами – для поддержания личных контактов. Это были люди разного возраста и положения, с различным образованием, но всех их объединяло одно – все они были небезразличны к православной вере, ее истории и догматам – ко всему тому, чем наполняет душу христианская жизнь.