Конференция в Филаретовском институте
.
В “Свято-Филаретовском институте” (Москва, РПЦ МП) прошла научная конференция по осмыслению последствий церковного раскола, которая собрала представителей различных деноминаций в прошлом единой Русской церкви, разделившейся 350 лет назад.
В 1666-1667 гг. в Москве по инициативе царя Алексея Михайловича были созваны и состоялись церковные соборы, которые закрепили разделение Русской церкви и направили течение народного благочестия по двум руслам. Собрать воедино факты о жизни двух частей Русской православной церкви, вместе обсудить церковно-исторические события прошедших трёх веков и осмыслить последствия раскола – такова цель научной конференции «Соборы 1666–1667 годов и их последствия для русской церковной жизни», которую Свято-Филаретовский институт провел 10 октября.
«Трагедия раскола русской церковной жизни, к сожалению, не уврачевана и это остается серьезным препятствием не только в общении частей Русской церкви, но и для того чтобы наш народ, наша страна, изжили последствия этих разделений», – сказал заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ, кандидат исторических наук, Константин Петрович Обозный, открывая конференцию.
Ректор СФИ священник Георгий Кочетков, приветствуя участников конференции, отметил, что ее тематика «чрезвычайно важна, и для нашей истории – одна из ключевых». Отец Георгий выразил надежду, что обращение к этой теме и ее осмысление «будет работать и на настоящее, и на будущее, и на исцеление прошлого» и что конференция «будет плодотворной и действительно братской, в духе Христовом». «Хотелось бы, чтобы наш народ лучше знал историю и был менее ожесточен», – сказал отец Георгий, добавив, что всем есть, в чем каяться, и исцеление жизни церкви и народа невозможно без покаяния.
В ходе конференции прозвучало около десяти докладов, из которых наиболее интересными показались следующие сообщения: Белякова Елена Владимировна (Москва, Институт российской истории РАН) Соборы 1666 и 1666 – 1667 годов: проблемы источниковедческого изучения; Кожурин Кирилл Яковлевич (Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Древлеправославная поморская церковь) Соборы 1666 – 1667 годов глазами старообрядцев; Дзюбенко Михаил Александрович (Москва, Русская православная старообрядческая церковь) Параллельная (сопоставительная) история Греко-Российской (Синодальной) и Древлеправославной церквей как насущная исследовательская задача; Фирсов Сергей Львович (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет) Старообрядческий вопрос в работах Поместного собора Российской православной церкви 1917 – 1918 годов; Сажин Борис Борисович (Москва, Негосударственная образовательная школа «Карьера») Религиозные преследования старообрядцев как фактор внутренней колонизации России: взгляд народников; Кравецкий Александр Геннадьевич (Москва, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН) Обращение к старообрядческому опыту в дискуссии о церковных реформах; Алексеева Екатерина Александровна (Москва, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, представитель оргкомитета конференции) Старообрядческие Освященные соборы и всероссийские съезды начала XX века; Священник Иоанн Миролюбов (Москва, Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции) Современное состояние единоверия: проблемы и перспективы.
Завершил мероприятие круглый стол, за которым прозвучало еще несколько сообщений. Журналист Глеб Чистяков (РПсЦ) озвучил интересную подборку цитат и высказываний разных экспертов о значении Московских соборов 1666-1667 гг., иллюстрирующую большой разброс мнений по данной теме. Протоиерей Евгений Чунин выступил с такой репликой: “Оценка Большого Московского Собора до сих пор неоднозначна даже в кругу специалистов, тем более невозможно единое отношение к нему в народе. Реальная информация об этих исторических событиях часто бывает покрыта большим слоем неправды и домыслов, как безотчетных и стихийных, так и вполне сознательных. Чтобы приблизиться к осознанию истинного значения тех исторических катаклизмов, которые произошли с русской церковью и государством, необходимо планомерно избавляться от наслоений неправды, в первую очередь от несомненной и сознательной лжи в оценках исторических событий, которые связаны с церковным расколом. Со времен Большого Московского Собора получили распространение различные мифы о старообрядчестве и старой вере, многие из которых остаются глубоко внедрены в массовое сознание людей даже и в наши дни. И потому научному сообществу необходимо кропотливо работать по исправлению этой ситуации, ставить перед собой и решать малые конкретные задачи прояснения исторической правды в отдельных составляющих масштабных событий прошлого”.
В завершение своего выступления о.Евгений поблагодарил организаторов конференции, высказав своё убеждение в актуальности данной темы, и сказал, что к этой теме необходимо возвращаться.