Историко-культурная конференция
. 11 ноября 2014 года в недавно восстановленном здании Рогожского ансамбля, Доме причта, открылась трехдневная Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность».
В день открытия конференции прозвучали приветствия духовных лиц и представителей исторической науки, после чего началось пленарное заседание. Перед участниками конференции выступили: Поздеева И.В., д.и.н., профессор МГУ им. М. Ломоносова – с докладом «Наука и русское старообрядчество в XXI в. Общие задачи и проблемы», Юхименко Е.М., д.филол.н. ГИМ – «Старообрядчество и проблема сохранения памятников старины»,Боченков В.В., к.филол.н., заведующий архивом митрополии РПСЦ – «Что такое старообрядчество и как нам его изучать?», Керов В.В., д.и.н., проф. кафедры истории России Российского университета дружбы народов – «Старообрядчество в политическом развитии России начала ХХ в.». Отвечая на вопросы, Валерий Всеволодович поведал о курьезных случаях архивных изысканий нынешних оппонентов старообрядчества, которые, например, ищут в архивах прошлых столетий слухи, кляузы и доносы на старообрядцев, стремясь даже то, что не получило подтверждения в прошедшие времена, запустить в общественный оборот сегодня. В качестве примера таких «исследований» автор отметил уже приобретшую скандальную известность монографию А.В. Пыжикова «Грани русского раскола».
Протоиерей Евгений Чунин, настоятель Покровского старообрядческого храма в г. Ржеве, выступил с сообщением «Протоиерей Илия Игнатьевич Ближников: семьдесят лет подвижнического служения Церкви»,сопроводив свой доклад фотоматериалами о жизни о. Илии. Волков В.В., сотрудник историко-библиотечного отдела Митрополит РПСЦ, сделал сообщение на тему «Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский: Апологет и историк». На этом пленарные выступления завершились.
…В зале соборов Дома причта, рассчитанном на 200 мест, количество участников конференции вовсе не казалось многочисленным – хотя, как надо понимать, не все смогли уделить участию в конференции все три дня, и потому кто-то из участников, видимо, рассчитывал появиться здесь в последующие дни.
Во время перерыва участникам конференции был предложен чай-кофе с печеньем и конфетами. А самое главное – и за чаем, и после чая, и вместо чая все три дня конференции в Доме причта безостановочно продолжалось самое тесное общение участников конференции между собой. И неудивительно: многие из них собрались сюда из разных городов, и рады возможности встретиться с коллегами, обсудить насущные проблемы научных исследований, услышать и понять друг друга, договориться о взаимодействии.
Если остановиться на личных впечатлениях – увлекательно и интересно было слушать некоторых докладчиков, которые вещали с трибуны конференции без всяких шпаргалок, тем самым создавая впечатление уверенности в своих знаниях (и нас в них). Было заметно, кто из докладчиков давно и обстоятельно изучает «свою» тему, кто из них может считаться «профи» в этой области. Кто-то убедительно «развеивал мифы», нашедшие себе место в публикациях некоторых авторов, кто-то с фактами в руках повествовал поистине удивительные истории, которым нельзя было не поверить. А иные авторы после зачтения своего доклада тут же не могли внятно ответить на вопросы и путались в собственных оценках – так что некоторые тезисы только что прозвучавшего сообщения, под тонкими вопросами высококомпетентного президиума, тут же развеивались, словно миф.
После перерыва конференция продолжила работу параллельно по трем секциям; я предпочла секцию по истории. В программе этой секции значилось двенадцать докладов, но на деле докладчиков оказалось только шесть. Среди тех, кто запомнился, были редактор газеты «Старообрядец» Рудаков С.В. (Н.Новгород) с сообщением «Керженские скиты и П.И. Мельников», в котором Сергей Владимирович поведал грустную историю разорения скитов и участие в этой карательной акции известного писателя; английская исследовательница Доулинг Констанс (Дублинский университет, Тринити колледж, Ирландия) с её трогательным рассказом «Переписка Евдокии Савватьевны Зиминой с дочерью Любовью Ивановной: Рассказ о трёх свадьбах в семействе Зиминых (1908-1910 гг.)», в котором автор с нескрываемой симпатией поведала о тонких духовных переживаниях умудренной опытом христианки про перипетии устроения семейной жизни своих близких.
Было приятно слышать с трибуны конференции упоминания знакомых имен, чьи труды оказались замечены учеными. Были отмечены, в частности, краеведческие исследования м. Ксении Костроминой по истории общины г. Бендеры, а так же исторические публикации нашей газеты «Покровский вестник», в которой, как отмечалось, «собрано много исторического материала не только о своей общине, но и о других значимых и авторитетных личностях, чьи судьбы связаны с историей старообрядчества».
Ну, а в целом мои впечатления от участия в конференции остаются восторженными — даже и по сей день.
Валентина Чунина